4 БЕСПЛАТНЫХ видео-урока (рисунок, черчение, композиция). Набор на поток композиции с 11 октября. Набор на рисунок (формат онлайн) — поток с 31.10. Очные интенсивы по рисунку с 29.10 и с 19.11.

Рубрика «Ответы на вопросы» освещает самые частые запросы абитуриентов и их родителей относительно подготовки к поступлению в архитектурные вузы в целом и об ее подводных камнях в частности. Раздел познакомит вас поближе с моей работой, а также поможет вам научиться разбираться, на что обращать внимание при выборе репетитора для себя или своего ребенка.

Если не найдёте ответ на свой вопрос — смело пишите нам (предпочтительно — на страницу ВКонтакте или на WhatsApp).

Это один из самых важных предметов для архитектора. Композиция – чувство пропорций предметов, их отношение друг относительно друга, поиск удачных сочетаний геометрических тел друг с другом, понятие тектоники, симметрии, равновесия. Архитектор должен быстро и наглядно выразить свою идею любым подручным средством, будь то кусочек бумаги или огрызок карандаша. Опыт выражения своей мысли таким способом как раз накапливается на парах по ОПК (объемно-пространственная композиция) на младших курсах.

МАрхИ (бюджет), в 2013 году. 

У меня в бесплатном доступе выложена лекция про Инструменты (Базовый курс, 1 лекция). Также, коротко список инструментов для подготоки к проекционному черчению можно посмотреть вот здесь.

Я готовлю практически во все архитектурные и художественные вузы. Экзамены в МАрхИ считаются высшим уровнем сложности (а именно на них ориентируются мои программы), поэтому мои программы подходят абитуриентам практически всех архитектурных ВУЗов. Разумеется, эти абитуриенты занимаются со мной по укороченным программам по сравнению с теми, кто целится в МАрхИ. 

Полноценное заочное обучение рисунком у меня да, возможно — это предложение онлайн-курс по рисунку.

Если вам нужен сильный уровень рисунка (уровень МАрхИ и ГУЗа), то после онлайна необходимо будет походить на очные занятия (или приезжать на интенсивы, если вы из другого города). Для подготовки в большинство ВУЗов с относительно простыми экзаменами, его будет достаточно. МГСУ — на грани. Тому, кто много работает и быстро схватывает, возможно, хватит одного онлайн-курса и пары месяцев консультаций. Другим будет будет рекомендовано дойти на несколько очных занятий.

Что касается дистанционных консультаций между приездами, они доступны исключительно как поддержка. И недоступны тем, кто вообще не занимался у меня. Во-первых, после того, как я укажу на ошибку, вам придется ее исправить. А это значит, что у вас уже должен быть какой-то арсенал навыков, которыми вы можете для этого воспользоваться. Во-вторых – фото не до конца передает все нюансы, которые можно увидеть на оригинале (а именно нюансы важны для сложных экзаменов). А значит, если вы хотите лучших результатов, такие консультации могут быть лишь вспомогательным инструментом.

В качестве подготовки в архитектурный ВУЗ эти занятия на 85% не подойдут (15% оставим на простые ВУЗы, детей-самородков и действительно сильных преподавателей). И, соответственно, фору дают ну максимум на пару недель целенаправленной подготовки в архитектурный ВУЗ. Но вообще, преподаватели художественных школ делают большое, нужное дело, так что в качестве самодисциплины и предварительного времяпрепровождения — почему бы и нет? А еще, занятия живописью помогут в дальнейшем обучении в институте.

Дополнительно: статья о роли ДШИ в подготовке на архитектуру.

Процесс обучения очень подробно описан вот здесь.

Марафон по Композиции состоит из 4х основных блоков: Построения, Наброски, Врезки, Графика+Тон. И двух бонусных — нюансы СпбГАСУ и КГАСУ.

Каждый из основных блоков состоит из уроков. Уроки — из одного или нескольких видео, фото, текстового описания и — почти всегда — домашнего задания.

У вас будет схема, которой вам советую придерживаться, чтобы эффективно пройти курс. Некоторым придётся изучать всё «от и до». Другим, в зависимости от выбранного ВУЗа и работоспособности, можно будет некоторые уроки проскакивать.

Вы изучаете урок, туториалы, пометки преподавателя, и сдаёте свою работу. В течение суток, максимум 2, получаете ответ (иногда ответы даются и через пару часов, мы стараемся давать обратную связь максимально быстро, по своей загрузке). Пока проверяется одна работа, вы переходите к следующему уроку. Обучение проходит на сайте, а ВКонтакте создается чат потока + там можно дополнительно общаться с преподавателями (если у Вас нет страницы — создать её можно за пару минут).

Научиться с нуля можно чему угодно. В случае рисунка это вопрос грамотного объяснения со стороны преподавателя и практической работы со стороны ученика. Вы удивитесь, но большинство ребят, работы которых я выкладываю, пришли ко мне без какой-либо базы. Поэтому смело приходите и пробуйте. «Подготовительные занятия» вроде художественных школ для того, чтобы начать заниматься у меня, не требуются — это обычно оборачивается только излишней тратой времени и денег.

Дополнительно: статья на тему.

После школьного черчения вам обязательно нужно брать блок теории. Проекционное черчение для подготовки к институту и школьное черчение — это совершенно разные вещи.

Дополнительно по теме: Статья про роль школьного черчения в процессе подготовки.

На сайте выложены Публичная оферта и другие устанавливающие наши с вами отноения документы. На сайте даже создан специальный раздел для этого — «Правовая информация«. Автоматически договор заключается только оферта и только на дистанционные занятия. Если хотите заключить договор для вычета НДФЛ, вам стоит прочитать вот эту статью.

Может показаться, что мы с учениками пропускаем базу. Но именно благодаря такому подходу базу мы получаем намного быстрее общепринятых темпов. На этих знаниях несложные архитектурные элементы и натюрморты ученики могут рисовать практически сразу же — с первых занятий. А головы — уже через несколько. Это не значит, что ученик через несколько занятий станет рисовать идеальные работы, в которых нечего больше улучшать. Это значит, что дальше нужна практика, практика, много практики.

Статью с реальными цифрами разместила вот тут.

Обводка в туши нужна не сразу но и затягивать не стоит.  Хотелось бы,чтобы около середины Базового курса у вас уже были все необходимые инструменты.

Достаточно уделять примерно по часу в день, чтобы успеть всё. 3 месяца — это более чем достаточный срок для полного освоения марафона по Композиции (и 2-5 полностью сделанных работ), дальше останется только набрать скорость. Если не успеете, будете проходить самые важные темы в первую очередь. Ну и, теоретические материалы курса остаются у вас до экзаменов.

Статья об этом находится вот тут.

Ответ на этот вопрос тоже вынесла в отдельную статью.

Я рассказываю про графику и тон в составе своего курса по композиции. Это занимает достаточно много времени и не умещается в формат комментария. Поэтому я не консультирую по таким вещам. Формат консультаций подходит только тем, кто уже освоил композицию, и у него есть мелкие вопросы. Изучать предмет необходимо комплексно: курсом. “Латать дыры” с помощью закрытия мелких вопросов — непродуктивно.

Есть ВУЗы, где Черчение не сдаётся в качестве вступительного экзамена. Но если Вы поступаете в архитектурный, то имеет смысл его пройти заранее хотя бы на базовом уровне, чтобы впоследствии не было проблем при обучении на 1-2 курсе в институте.

С таким вопросом ко мне обращаются некоторые родители, которые успели промониторить аналогичные предложения на рынке. Им кажется, что в более низкой цене кроется обман.

Ключевой момент в ответе на данный вопрос – это система построения моих занятий, её существенные отличия от общепринятой схемы обучения тем творческим предметам, которые я преподаю, и комплексный подход. 

Самый важный пункт в вопросах формирования цены – это дистанционное обучение. При занятиях по видео-курсам вы платите за время записи, а не за личное время преподавателя. Что существенно снижает финансовую нагрузку. Скрытая экономия здесь в том, что видео можно останавливать – а, значит, изначально вникать в предмет глубже. Также пересматривать непонятные или подзабытые моменты – и дополнительно за это не переплачивать. Что невозможно было бы на очных занятиях. 

А система абонентской платы, когда человек вносит фиксированную сумму, и ему открывается неограниченный доступ к урокам и консультациям на определенное время — позволяет ученику самому контролировать итоговую стоимость своей подготовки. Ведь получается, он может задавать вопросы не только во время четырёх занятий в месяц, как это бывает при классических схемах обучения, а целый месяц. Сколько человек успеет сам, столько он и получит. 

Более низкая стоимость консультаций по сравнению с очными занятиями здесь выходит за счет того, что преподаватель не тратит своё время, сидя над учеником и ожидая, когда же тот сделает практическую часть работы и задаст свой вопрос. Вы платите только за время консультации. Как показывает практика, при такой системе целеустремленные и работоспособные ученики в разы быстрее осваивают предметы. Для остальных ребят, даже при отсутствии каких-либо способностей, время на освоение предметов всё равно получается минимальным по сравнению с любыми другими альтернативами. Отсюда следует двойная выгода – не только в изначальной стоимости самого обучения, но и в существенном сокращении времени на подготовку. 

В случае очных занятий у меня также есть несколько нововведений, которые помогают сделать мое предложение более привлекательным на рынке и снизить для ученика конечную стоимость занятий. 

Во-первых, значительную роль играют те вспомогательные материалы (видео, аудио, зарисовки, примеры работ и т.п.), которые я даю ребятам на занятии и на дом. Такие материалы освещают общие вопросы и часто встречающиеся моменты, распространенные ошибки, разные лайфхаки и другое, то есть то, что нужно объяснять практически каждому ученику. За счёт того, что по ним можно заниматься самостоятельно (и, кстати, пересматривать столько раз, сколько необходимо), не тратя время занятия на повторения уже пройденного материала, происходит экономия времени ученика, потраченного на обучение, и финансов его родителей. Ведь получается, вы идёте на занятие, чтобы задать только конкретные и частные вопросы. 

Во-вторых, некоторую работу я делегирую своим помощникам-студентам. Это талантливые ребята, в своё время проходившие подготовку у меня, и которым я доверяю. Но ввиду того, что они работают под мою ответственность (то есть я в итоге контролирую процесс обучения каждого ученика), стоимость их часа получается дешевле, чем время преподавателя. 

Третий момент, вытекающий из предыдущих пунктов – это возможность увеличить группу на занятии, потому что часть моего времени освобождается, а качество оказываемых услуг не только не снижается, но и по факту увеличивается. Для меня крайне важно, чтобы ни один человек на занятиях не тратил время впустую, не сидел без дела, не зная, чем заниматься и не платил за то, что может вполне самостоятельно изучить дома. 

Кроме того, надо сказать, что я очень люблю свою деятельность и постоянно придумываю что-то новое. И если это эффективно работает, то внедряю в свою систему обучения, таким образом постоянно её совершенствуя. А значит, можно еще пытаться сокращать среднее время на освоение предмета при улучшении результата.

В моих статьях мелькают крутые прогрессы «за 5-6 дней интенсивных занятий». Но это не повод новым ученикам ехать только «на 5-6 занятий».

Программу я составляю каждому человеку отдельно, но в первый приезд всех учеников, независимо от уровня, записываю одинаково — на 8-9 занятий. В стандартном интенсиве их обычно 9, но даже если больше, то максимум, на который запишу человека в один приезд = 10 занятий.

Это сделано не случайно: это эффективность, выведенная практикой и подтвержденная сотнями учеников.

Такой минимум установлен потому что:

На первых занятиях дается много теории. Её надо успеть отработать на практике при мне, чтобы потом спокойно самостоятельно рисовать дома. За 5 занятий вы с большой долей вероятности этого сделать не успеете. Быстро случится откат, а вы будете думать, что вас плохо научили, либо применять приёмы некачественно, и не замечать этого.

Поэтому если вы не сможете успеть за «5 занятий» максимально научиться применять теорию, то рискуете выбросить деньги на ветер, потому что потом не сможете применять навыки. В итоге экономия обернется расточительством. Люди, схватывающие материал нереально быстро, существуют, но их действительно мало.

Во-вторых, дистанционная проверка домашних работ для иногородних ребят доступна исключительно после 8 интенсивных занятий, и никак иначе.

В-третьих, чтобы тем, кто готовится в ВУЗы с несложными экзаменами, хватало одного приезда. 80% людей смогут не приезжать второй раз, приобретая только поддержку в виде проверки. Для таких ВУЗов как МАрхИ, ГУЗ, за один приезд, увы, не уложиться.

Вывод: по 5 занятий можно ездить, когда вы посещаете каждый интенсив. А если будут перерывы, то Вам просто нечего будет отрабатывать между ними, и следующий раз придёт и следующий раз придётся начинать как с нуля.

В первую очередь этот вопрос актуален для абитуриентов, поэтому рассматривать я его буду с точки зрения поступления в ВУЗ. 
Как всегда, нужно разобраться в нюансах, чтобы правильно трактовать ответ на свой вопрос. А для этого давайте определимся, о каких гарантиях идет речь, и рассмотрим каждую из них. 
Гарантировать результат в виде поступления не может ни один преподаватель. Даже профессора выбранных институтов со связями в приёмной комиссии. Проверено: ни заплаченная взятка, ни даже умение идеально выполнить экзаменационную программу, не являются гарантией поступления на бюджет. 


Ведь есть множество внешних факторов и помимо выбора репетитора, которые могут повлиять на результат: 


• Количество бюджетных мест в выбранном вузе; 
• Конкуренция: сколько человек на место и как эти люди подготовлены. Наличие «блатных», поступающих – этого не избежать в любой области; 
• Психологическое состояние абитуриента и его умение работать в стрессовой ситуации. Слезы и обмороки на экзамене – это не такая уж редкость; 
• Доля случая/везения: например, если говорить о рисунке — что попадется ученику на экзамене. Попавшаяся «нелюбимая» голова может здорово выбить из колеи, даже если лучше всех умеешь рисовать; 
• Более далёкое расположение мольберта от натуры или плохое освещение; 
• Десятка, в которую попадает ученик (ребят рассаживают десятками на экзамене и их также оценивают между собой): одна и та же работа будет по-разному смотреться на фоне более слабых или более сильных работ; 
• Отсутствие четких критериев по оценке рисунка: разные преподаватели хотят видеть разного качества работы (светлее, темнее, со штрихом или без штриха и т.д.), и заранее неизвестно, кто будет оценивать вас, и что этому человеку нравится. Оценка в творческих предметах может быть очень субъективна; 
• В некоторых вузах часть преподавателей пытается «вытянуть» своих детей с подготовительных курсов и частных занятий; 
• Могут поставить оценку ниже, когда видят, что человек явно не рассматривает данный вуз как приоритетный, а использует как запасной вариант, как способ подстраховаться. 

По результатам 2020 года: огромное влияние ЕГЭ на результат (когда, например, в МАрхИ сдавалось портфолио без оценки).


Со своей стороны, могу сказать, что пункты, на которые можно повлиять, мы с учениками прорабатываем на занятиях. Так же я беспрерывно нахожусь с ними на связи в пору сдачи вступительных экзаменов и объявления результатов. Но даже несмотря на это, в силу вышеописанных причин, мечта «поступить в архитектурный Вуз» иногда не исполняется с первого раза. 

С гарантией научить человека отлично справляться с экзаменационной программой тоже все не так однозначно. Так я, например, могу дать гарантии, что любой человек способен научиться рисовать и чертить при условии, что он будет хорошо работать и не бросит начатое на полпути. И что я могу научить этому достаточно быстро в сравнении с вариантами традиционной схемы обучения. Но бывает, что процесс подготовки, в зависимости от изначальных условий, занимает много времени. Люди, которые к этому не готовы, зачастую уходят в другую область. Так что обучение и конечный результат – это не только работа и ответственность учителя, но ещё и вопрос способностей, а также внутренней мотивации самого человека. 


Как мы видим, четких и прозрачных гарантий на фронте подготовки получить нельзя. Если кто-либо говорит обратное – к этому можно смело отнестись с подозрением. Но и бояться до полного бездействия того, что слишком много зависит от внешних обстоятельств, не стоит. Хороший репетитор, четкий план подготовки и неукоснительное следование ему, труд, нацеленность на результат, – вот те инструменты, которые помогают ребятам существенно повысить свои шансы и из года в год поступать в архитектурные вузы. 
Так что из всего вышесказанного напрашивается вывод, что первостепенный вопрос к преподавателю должен быть скорее не о гарантиях, а о возможности качественно и достаточно быстро освоить с ним программу вступительных испытаний для того, чтобы пройти на бюджет, что мы и рассматривали подробно в предыдущем вопросе.