8-950-045-42-33 пн-сб 11:00-20:00

Разбор рисунка УрГАХУ: прогресс на самоподготовке за 7 месяцев

Автор этой работы полгода назад уже присылала нам свой рисунок на разбор.

Обычно мы не смотрим по 2 работы одного участника бесплатных разборов (правила тут), но в данном случае сделали исключение, т.к. случай крайне показательный.

Поступление в УрГАХУ в 2023-м году.

Интересно сравнить старую и новую работы. Между ними девушка самостоятельно выполнила всего 4 рисунка. Для абитуриента, которому менее чем через год поступать, это очень низкий темп. Рекомендуемый: не менее 3 работ в месяц.

Между работами прошло 7 месяцев, и только 3 работы их разделяют. Очень низкий темп для такого сложного вуза как УрГАХУ

Сначала поговорим о построениях, потом уделим внимание тону.

Обратите внимание, какая короткая борода получилась для такой головы.

Необходимо учиться точнее измерять и сравнивать размеры друг с другом. Например, в данном случае, можно было померить на натуре соотношение размера бороды по отношению к лицу.

Бросается в глаза, что многовато дальней части губ, далеко зашедшие усы. А глаз сидит не на месте.

В прошлой работе тоже была ошибка с построением силуэта дальней части лица. Это говорит о том, что автор пока не научился их исправлять.

Чтобы избегать подобных ошибок, нужно учиться пользоваться горизонталями и вертикалями (отвесами).

В целом, в этой работе видно отсутствие понимания — что же такое конструктивный рисунок, который требуется на экзамене в архитектурный вуз.

В данной работе доминирует более «художественная» подача.

Например, «волосатые» линии, из-за которых построение становится нечётким. Отсутствует взаимосвязь перспективы и симметрии. Нет деления деталей лица на плоскости.

Но нам на экзаменах нужен не «художественный» рисунок а-ля «рисуй как видишь», а именно конструктивный.

Хоть и средняя линия лица, и общее перспективное схождение прослеживаются, но они не досконально выверены, будто просто намечены. Для экзамена этого недостаточно.

Чтобы четко изображать, нужно не менее четко понимать, что и почему мы делаем, зачем нужны все эти страшные слова выше, как пользоваться инструментами, что дает конструктивный рисунок, в анализе поверхности и грамотном построении.

В архитектурном рисунке нужен навык пространственного мышления. Его абитуриенты развивают, анализируя поверхность предмета, который они изображают. Не важно: голова это, архитектурная деталь, натюрморт ли и т.д.

И, на мой взгляд, в прошлой работе получилось даже более конструктивно и правильно, согласно симметрии и перспективе, поделить лицо Гаттамелаты на плоскости.

Возможно, из-за малого количества практики и отсутствия системного обучения, был достигнут некий потолок для ученика.

//Статья по теме: Когда достигнут потолок ученика, а когда — преподавателя.//

Это опасность самостоятельного обучения. Потому что рисуя без наставника, ученик закрепляет свои ошибки. Ведь у него не хватает опыта и насмотренности чтобы сразу их обнаружить и обезвредить. В итоге развитие происходит медленно или стопорится.

Это как в спорте. Ни одна сборная не обходится без тренеров. Репетитор нужен именно для этого — выходить на более высокий уровень, чем человек достигнет самостоятельно.

Однако, хотелось бы отметить, что при всех ошибках, у автора уже далеко не нулевой уровень. Есть фрагментарное понимание о каких-то правилах рисунка, но присутствуют пробелы в знаниях.

Если автору их закрыть, если изучить правильное постадийное ведение работы, научиться каждым последующим этапом проверять предыдущий, изучить логику тона, понять, как лепить объём на плоскости листа, то, уверена, вы пробьете свой потолок очень быстро и работы станут на порядок качественнее!

Самое минимальнейшее — это идти в первый модуль онлайн-курса по академическому рисунку.

Но скажу, что обычно те, кто готовятся в УрГАХУ и конкурируют с сильными ребятами, готовятся намного глубже. Берут 3-4 модуля и едут дополнительно на интенсив. Редко кто обходится минимумом — потому что надо быть на голову выше других, чтобы претендовать на бюджет.

В первой работе, присланной 5 месяцев назад, — мы разбирали, в основном, ошибки в построения. А тона почти не коснулись, потому что правильная логика тона не так важна в вузе, куда поступает девушка — УрГАХУ — как ошибки в построениях.

Тем не менее, это не значит, что тон надо оставить в виде совсем уж неразобранных пятнышек. Исправим это упущение и побольше поговорим о тоне.

В сравнении со старой работой, в новой девушка стала чуть лучше отделять тень от света в отдельных участках.

Однако, глобальное разделение тени и света всё равно не везде считывается. Например на шее и бороде снизу не понятно, где свет, а где тень.

Так же, все участки света одинакового тона.

Из-за этих двух причин не читается общий заворот головы и воздушная перспектива. А, значит, отсутствует объём. Умение создавать объёмное изображение на плоском листе важно для академического рисунка.

Видно?

Вот пример работы с сайта УрГАХУ. Примерно к такому уровню, скорее всего, стремится автор работы. Однако, хочу заметить, что это совсем не потолок развития навыка.

Пример с официального сайта УрГАХУ

Как иллюстрация для сравнения: одна из моих учениц менее чем через год обучения рисовала такого Коллеони.

Думаю, если автору работы с разбора подробно изучить и проработать теорию тона, это позволит выгодно отличиться на экзамене среди конкурентов, которые равняются только на работы с официального сайта.

Общее время обучения у меня в студии — менее учебного года наездами, с уровня «ноль» по голове. И да, тут есть что дорабатывать и вообще сделать лучше, как и всегда в любом рисунке (даже от профессионала). Но это однозначно отличный результат для абитуриента за такое короткое время обучения и с ограничением времени.

Но вернемся к разбору.

На данном этапе работа автора выглядит незаконченной. Некоторые тени кажутся плоскими пятнами из-за неправильного соотношения тона границы собственной тени-рефлекса-падающей, а другие тени оставлены совсем без проработки. Также, не читается воздушная перспектива.

Если поработать над этими недочётами, можно привести рисунок к более законченному виду:

Как можно добавить работе автора объёма

Нужно вычислить, где именно на натуре тень, а где свет. Тень сделать темнее света. И, изучив, как работает логика тени, грамотно изобразить границу собственной тени, рефлекс и падающую.

Дополнительно на этой картинке мы добавили воздушную перспективу (в центре и ближе к зрителю — контрастнее, на периферии, наоборот, тусклее). Она тоже сделает работу объёмнее.

Вот для примера — более конструктивное изображение волос Лаокоона от нашего ученика.

Интересна не только сама работа, но и срок обучения. Рисунок сделан учеником через 2,5 месяца после начала обучения с нами!!! Начинал с ПОЛНОГО нуля.

Это и есть иллюстрация к моим словам. Если понять общий принцип, то на практике высокий результат получится достичь достаточно быстро.