8-950-045-42-33 пн-сб 11:00-20:00

Почему мы на каждом занятии по рисунку начинаем новую работу

Некоторые новые ученики и их родители удивляются, что в начале обучения на каждом занятии по рисунку, будь то интенсив или регулярные, мы начинаем рисовать новую работу. Нередко я слышу просьбу: «Хочу продолжать рисовать начатую «вчера» голову, пока не сделаю её идеально».

Но это ловушка мозга, который хочет «просто» поскорее увидеть конечный результат и думает, что так он его приблизит.

На самом деле, такой подход даёт обратный эффект. Это — затягивание обучения.

Давайте разбираться, почему так. Должна сказать, что текст ниже относится к новым ученикам. Продвинутый уровень может делать работу 2 занятия. А очень сложные работы на больших форматах и вовсе занимают несколько.

Я учу ребят так, чтобы они умели самостоятельно делать измерения, понимать, как устроена натура. Как ведёт себя форма в пространстве, как она видоизменяется в ракурсе. Для меня главное, чтобы ученик эти принципы понял, закрепив на нескольких работах подряд, и мог уже намного быстрее применять их на практике.

На первом занятии зачастую бывает так, что за весь урок вы рисуете пару засечек на листе, двигаете их вправо-влево на пару миллиметров. И — казалось бы — «вы ничего не успеваете». Но в это время происходит важнейший процесс — вы учитесь обосновывать каждое своё движение, чтобы в дальнейшем логика помогала обнаружить и исправить ошибки без постоянного участия педагога, или и вовсе их не допускать.

Без необходимой теоретической базы мозг не позволяет нам изобразить то, что мы видим перед собой. Без знаний вы по факту рисуете, не то, что перед вами стоит, а то, что вы об этом «думаете».

Примеров таких «шаблонов» мышления множество.

  • Например, одна из самых частых ситуаций. Учащийся понимает, что лицо симметрично и на натуре глаза равны. Но когда вы сидите снизу, сбоку относительно головы, одна половина лица «отворачивается» от вас. На плоскости она должна быть сильно меньше. Но новичок без опыта за плечами, как правило, в начале не знает, как это изобразить в ракурсе.
  • Ещё одна частая ошибка. Наш мозг привык считывать глаз как символ ромбика. Оттого и в профиль многие упорно будут врисовывать на работу глаз, как будто его видят в анфас. Как на египетских фресках, где как раз повсеместно встречаются такие «ошибки».
  • Или же в ракурсе с поворотом, даже когда голова стоит прямо, у глаз появляется наклон. Человек же, смотря на натуру, понимает, что голова стоит вертикально, а значит брови и глаза расположены горизонтально. И на листе пытается изобразить то, что понял, а не то, что увидел. В итоге, без измерений получаем неправильный угол между глазами и носом, а значит, рисуем «кривенькое» лицо.

Для того чтобы делать грамотные построения, нужно изучить поведение формы в ракурсе, приёмы передачи соотношения её частей на плоскость листа. Вы должны постепенно обрастать знаниями и насмотренностью. Новичок иногда, даже выполнив измерения, боится задать положение деталей на своих местах. Сдвигает их туда, где, по его представлению, для них будет более подходящее место.

Наш мозг, с самым мощным вычислительным потенциалом, играет с нами злую шутку в изображении натуры. И мы видим «круглое» — плоским, наклонённое — горизонтальным, разное — равным. Или вовсе пририсовываем глаза или ноздри, которых уже не видно за носом при резком повороте. Мы же знаем, что они там есть, надо всем показать!

На наших занятиях мы с учеником, первым делом, изучаем измерения, как посадить координаты деталей на свои места друг относительно друга. Этот процесс, на самом деле, можно оцифровать, и задавать положение точек в пространстве с высокой точностью. А там, со временем, и правое полушарие, которое отвечает за пространственные связи, включится, и глазомер подтянется…

Но всё это происходит не по щелчку пальцев. Сначала такой подход может казаться более тяжёлым и медленным. Особенно в сравнении с «нарисовать как-нибудь» под дальнейшие правки преподавателя. А «результат», который хоть и твёрже, и свой, но не заметен сразу.

Также понятно сразу не становится. Последовательность действий требуется закрепить некоторое количество раз подряд.

Хорошая новость в том, что все необходимые инструменты для самостоятельной практики я даю уже на первых нескольких занятиях. И дальше только от ученика и от его усердной работы дома зависит скорость и качество его прогресса.

Так знания наслаиваются постепенно: измерения, положение деталей, их устройство, устройство светотени. И каждый шаг нужно не просто «проскочить и побыстрее приступить к следующему этапу», а понять и внедрить полученные знания на практике, убедившись, что они начали работать на вас и ваш результат.

Если же мы возьмём одну работу и будем мусолить её до победного, это приведет к ряду проблем.

  • Наслаивая кучу новой теории поверх только что полученной, но не отработанной, вы получите винегрет в голове из обрывков знаний. И, к сожалению, не сможете пользоваться ими для получения системного результата.
  • Пока нет навыка, вы также не имеете скорости и качества. Что значит — вы будете очень долго доводить «до идеала» первую свою работу, но всё равно не достигнете его. Зато забудете, с чего всё начинать, что вы делали в процессе и какие правки получали от преподавателя на каждом шагу.
  • Ни один из этих шагов не будет повторён и закреплён. Значит, самостоятельно дома вы пока работать и наращивать свой скилл не сможете. А если вы иногородний, который в Москву приезжает «урывками», то такая схема для подготовки и вовсе окажется нерабочей.
  • Обучение же превратится в мастер-класс. А конечный результат будет больше отражать навыки преподавателя, который всё исправил в процессе, чем полученные учеником знания. Качество на выходе всё равно получится весьма сомнительное. Представьте, сколько раз приходится стирать и переделывать, пока вы пробуете сделать что-то в первый раз, во что превращается от такого старания бумага.
  • На следующем занятии чисто физически сложно сесть за тот же ракурс – в итоге вы можете пытаться впихнуть в одни размеры другой ракурс. В итоге придётся всё перемерять заново и переделывать, что займет гораздо больше времени, чем всё повторить с чистого листа…

Выполняя же новую работу, вы повторите и закрепите информацию на разных головах с разных ракурсов. Параллельно постепенно обрастая пониманием, куда, зачем и как смотреть. Вы запомните последовательность построения, научитесь правильно пользоваться инструментами измерений. И самое главное — сможете выполнять эти этапы самостоятельно и переносить их на любую задачу. Даже если перед вами поставить абсолютно новую и незнакомую голову. И, конечно, вы будете повторять упражнения дома и сами доделывать свои работы, потому что будете знать КАК. Как всё устроено и как передать это на плоскости листа.

Для этого после урока у вас остаётся весь арсенал, включая лекции, если занимаетесь на онлайн-курсе по рисунку и конспекты, если нет. Вы сможете отработать материал, сформулировать вопросы. На следующем занятии по ним проконсультироваться. Так вы ускорите свой прогресс значительно сильнее!

В итоге, в перспективе 2х месяцев вы выполните больше работ, получите больше информации. А результат будет совершенно другого уровня и качества, чем если бы 2 месяца рисовали одну и ту же работу, пытаясь довести её до конца.

О том, как всё успевать и сохранять мотивацию, мы, кстати, писали здесь.