8-950-045-42-33 пн-сб 11:00-20:00

Незаконное детское творчество и что с ним делать

Как бывает: вроде заготовлены и краски, и пластилин, и листы бумаги — но чадо все равно тянется к стенам или обивке дивана. Причём, речь не обязательно о малышах. Такое случается и у детей постарше.

Да, проблема иногда уменьшается сама. Например, у девочки раньше жертвой творчества могли быть обои по периметру комнаты. А потом ей становится интереснее делать куклам несмываемое тату или перманентный макияж.

С мальчиками тяжелее. Под раздачу может попасть техника или части дома.

В итоге всегда стоит выбор: либо брать для ребёнка вещи сильно попроще, либо всё запрещать и жёстко контролировать, либо смириться.

Основных объяснений такого поведения несколько:

1) Количество действующих запретов для ребенка чрезмерно, и он таким образом получает отдушину, выплескивает накопившуюся энергию.

2) Ребенок действительно так реализует свой внутренний мир — разрисовывает «стены пещеры», добавляет в интерьер те цвета, которые ему нравятся. Выражаются его собственные предпочтения и решения.

3) Этот процесс сопровождает задумчивость, погружение в себя. Примерно как взрослый человек может начать накручивать локон на палец или мять листок бумаги.

Увы, запреты редко можно снять или ослабить. Проявление самостоятельности рубить на корню чревато. Ну, а на естественную задумчивость влиять бессмысленно — ведь она бессознательна.

Что же тогда делать с творческими порывами?

Ответ: сохранять, позволить выражаться, но придавать цивилизованную форму.

Это актуально даже когда ребенок подрос, уже не портит вещи, но внутренняя творческая энергия наружу просится.

На наших занятиях в Детской школе архитектурных профессий, например, педагог предоставляет пространство и средства для творчества, но также показывает принципы и техники, как можно рисовать/лепить.

Дома ребенку максимум могут указать на альбом и краски. Здесь же, у нас, возникает дополнительный момент — учитель помогает не просто выразить себя, а выразить красивее и ярче. Ребенок видит, что его хаотичные самостоятельные попытки не давали такого результата. И это становится мотивацией следовать за указаниями преподавателя, выбирать такое творчество вместо прежних набегов на обои.

Положительный эффект оказывает и то, что в группе есть другие дети, которые тоже сидят и рисуют / стоят у станка и лепят. В то время как дома он сам по себе и там нет образца, как реализовать его порыв здесь и сейчас (что и приводит к порче вещей вокруг или иногда — к психологическим проблемам). На занятии ребенок включается в общее действо. Перенимает, глядя на других, как можно делать то, что нравится — но конструктивно, а не деструктивно.

Вывод прост: любые порывы творчества — это прекрасно. Надо лишь придать им правильную огранку.