8-950-045-42-33 пн-сб 11:00-20:00

Идёт набор на потоки по Композиции (с 11 окт) и Академическому рисунку (с 14 окт). Еще можно присоединиться.

Подготовка к МАРХИ: ловушки для второгодника

Алина Голубева пришла к нам осенью 2021-го года, когда до экзаменов оставалось около девяти месяцев. Целью был, «конечно же», бюджет МАРХИ.

Из плюсов кейса: отсутствие школьной нагрузки и желание развиваться.

До этого, она год занималась с другим репетитором, но, сказать прямо, её база была примерно такая же, как после художественной школы.

О том, что навыки рисунка и черчения для заявленных целей — топовые архитектурные вузы Москвы — были слабы, говорит и то, что при попытке поступления в том, 2021-м, году, девушка набрала совсем небольшое количество баллов.

Второгодникам мы обязательно советуем ознакомиться с этой статьей — об организации времени тогда когда уже нет школы. Дополнительная ловушка тут в том, что ребятам кажется: впереди еще огромная куча времени, я обязательно все успею.

Это самообман. Единственно гарантирующий результат путь: дать себе отрезок времени отдохнуть после экзаменов (сколько дадите, столько это и займет), и на оставшееся плюс-минус равномерно распределить оставшуюся подготовку, немного сместив акцент на первую половину имеющегося отрезка времени. Лучше вы подготовитесь раньше и позанимаетесь продвинутыми заданиями, чем будете гнать, почти ничего не успевая.

Как и всегда в подобных случаях, до начала обучения у нас Алине была подробно описана схема подготовки. В ней было указано, какие занятия понадобятся, сколько примерно по количество и каких, сколько работ нужно сделать по каждому предмету. Общие моменты, в целом, у нас прописаны на сайте, но для нестандартных ситуаций всегда есть нюансы.

Этому процессу мы уделяем огромное внимание, поскольку подводных камней действительно много. Кроме того, не всегда просто найти информацию про поступление в МАРХИ, вокруг этого вуза много мифов и слухов. Да и с тем, что указано на его сайте, люди, впервые оказавшиеся там, не всегда разбираются: многие не могут найти примеры экзаменационных работ или разобраться, что под «Рисунком 2» подразумевается композиция и т.п.

Вернемся к истории. После начала занятий у нас в Школе, прогресс по рисунку у девушки появился очень быстро. Алина прямо вгрызалась в знания. Говорила, что за одно занятие узнала больше, чем за весь предыдущий год подготовки. Она была очень воодушевлена: писала конспекты после каждого занятия, делала по несколько работ, чтобы закрепить то, что она узнала.

Александра сразу подумала: перед ней — работоспособный человек, который точно успеет подготовиться, даже за один год.

Но, отзанимавшись 6 занятий за два месяца (4 в октябре и 2 в ноябре), а также взяв 2 недели онлайн-курса по академическому рисунку в ноябре (тогда он шел «по головам», а не по модулям), Алина пропала очно аж до марта.

Когда она вернулась, мы переживали за откат при таком огромном перерыве. Но нет, все было не так страшно как представлялось, и на занятии Александра подбодрила девушку фразой: «Для твоего уровня, неплохой прогресс».

И на этом вот всё посыпалось.

Некоторых ребят нельзя хвалить, чтобы не расслабить их: Алина практически перестала ходить.

Посудите сами. Март: 1 занятие, апрель = 2, май = 2, июнь = 2, июль = 1. Итого 14 очных занятий за 9 месяцев по факту с почти нулевого уровня.

Так не занимаются те, кто планирует брать бюджет МАРХИ!

Для сравнения: стандартные схемы очных занятий, по которым готовятся ребята, что действительно составляют конкуренцию на экзаменах, а не присутствуют для количества, предполагают занятия 1-2 раза в неделю в течение двух лет. Итого выходит 100-140 очных занятий.

Мы же сокращаем это количество до 35 занятий в среднем за счет системной твердой теории и подхода «из понимания». Но и ребятам есть условие: что они занимаются стабильно и регулярно и делают домашние работы.

У Алины же в итоге к экзаменам накопилось всего 14 занятий, и это без полноценного онлайн-курса (2 недели из 12 почти не считаются, но если хотите, прибавьте еще парочку занятий). Для МАРХИ этого мало даже по нашей программе.

Надо сказать, что причина у девушки была: ей приходилось помогать родителям с работой, и отвлекаться по семейным обстоятельствам.

Но проблема не в этой необходимости, а в том, что по факту были выбраны две противоречащие друг другу цели. Что практически никогда не ведет к желаемому результату по всем фронтам, и происходит этот самый перекос. Это значит, что действия должны соответствовать цели. Или стоит честно признаться самому себе: я принимаю свою ситуацию, и облегчу себе конечную цель.

По другим предметам ведь происходила похожая ситуация.

По композиции Алина пришла на марафон в октябре, хорошо осваивала дисциплину, ее работы отличались свежим взглядом. Тогда девушка сделала больше всех работ в потоке. За это достижение она получила бонус от нашей Школы и бесплатно присоединилась на еще один марафон в апреле, но в итоге сделала на нем очень мало. Что тоже было связано с тем, что она разрывалась между подготовкой и помощью родителям.

По черчению Алина занималась очень много, но очень нерегулярно. Почти все абонементы (а их было 6 штук) «закрыты» по 12 чертежей. Итого сделано 69 заданий, считая простые, средней сложности и отдельные головоломки.

Она брала абонемент и использовала его по максимуму, делая очень много работ, больше среднего. Но тут же шел месяц перерыва. Из-за такого несистемного подхода получался перекос, работала распределялась неравномерно, а между консультациями получалось часто топтание на месте и стагнация.

Из-за этого девушка только к июню начала разбирать задания экзаменов последних лет, то есть более сложные чертежи остались на последний месяц. В июне-июле, вплоть до дня экзамена, пришлось их вычерчивать впопыхах. Шестой абонемент в 12 чертежей тогда использован за 2 недели ровно до даты экзамена по черчению. Фактически, темп = 1 работа в день.

Но такой темп в течение года и он же прямо перед экзаменами — вещи разные.

Нужно понимать, что стабильность навыка, скорость и насмотренность должны вырабатываться заранее. В последний месяц перед экзаменами мы работаем уже с нюансами и недоработками, а не с набиранием основных навыков. Такая стратегия подходит для цели «пройти порог», но для цели «набрать высокие баллы» малопригодна и редко дает какой-то значимый результат. Так люди могут проскочить на везении, но повезет ли именно вам?

На самом деле, чуть более 5 месяцев практики считается небольшим временем для подготовки к черчению для дневного отделения МАРХИ. И в нашей истории, все же, не хватило для высокого балла.

В общем, подготовка Алины местами шаталась, поскольку девушка не могла уделять ей должный объём внимания и брать рекомендуемое количество занятий. Дома она старалась наверстать хоть что-то, и приходя раз в две-три недели, приносила сразу 4-5 работ. Но ошибки на этих работах повторялись и закреплялись, поскольку она делала много работ сразу за несколько недель вместо того, чтобы оттачивать навык на 1-2 с еженедельными правками. И эти ошибки убирать.

Из-за скомканного процесса подготовки, из-за ограничения в финансах и времени, в какие-то моменты мы предлагали Алине сосредоточиться на более «простых вузах». Например, отказаться от курса композиции, который из ее вузов-целей нужен был только в МАРХИ, и переориентироваться на ГУЗ и МГСУ.

//Надо упомянуть, что в тот год сложность экзаменов в эти два вуза была хоть и топовой, но все же сильно ниже чем в МАРХИ, и можно было брать меньше занятий, делать меньше работ (с 2022-го, а особенно с 2023-го года, сложность экзаменов, особенно в МГСУ, уже подскочила).//

Но Алина очень хотела именно в МАРХИ. Даже зная, что она берёт в 2+ раза меньше занятий, чем ей нужно, она всё равно до последнего была сосредоточена именно на этой цели.

В итоге, в сложившейся для неё ситуации, мы считаем, девушка сдала экзамены очень достойно.

МАРХИ: 65 рисунок, 60 композиция, 25 черчение. И, на самом деле, если бы не низкие ЕГЭ (140 баллов, при среднем для бюджета этого вуза ~170 баллах), она бы могла претендовать и на бюджет.

ГУЗ: 100 рисунок, 75 черчение.

МГСУ: 78 рисунок, 88 черчение. Тут оговорка: за 14 занятий Алина не успела порисовать ничего кроме голов МАРХИ, а на экзаменах ей достался нестандартный и сложный Аполлон.

По рисунку баллы везде вышли хорошие: работоспособность перекрывала недостаток занятий. А вот по черчению запаса не хватило. Несмотря на минимум занятий и «рваную» подготовку, девушка смогла поступить на коммерческое отделение МАРХИ, где сейчас обучается.

За 9 месяцев подготовиться в МАРХИ и так шагнуть вперёд с её начального уровня — большое достижение.

Еще один год подготовки.

Алина сделала попытку перепоступать в 2023-м году. Но скажем сразу: результат был тот же.

Крайне малое количество занятий на фоне загрузки учебой не удивительно — практически никому не удается совмещать обучение на архитектуре и перепоступление в сложный вуз. Таких историй — по пальцам одной руки, если они вообще есть. Ведь загрузка в учебе — максимальная.

Что вышло за этот дополнительный год?

По рисунку на год «размазались»: 2 модуля нового онлайн-курса (по 6 недель) и 1 (!) очное занятие. По композиции, 1 дополнительный марафон за 3 месяца до экзаменов. 5 чертежей в феврале и 6 чертежей в мае. Итого за 2 года по черчению даже не набрался рекомендуемый объем работы.

В общем, после этой приёмной кампании в этой истории осталось всё так же.

Но на ошибках учатся. И желательно — не на своих. Давайте подытожим, какие действия могут предпринять абитуриенты в стеснённых обстоятельствах, чтобы в итоге все-таки иметь возможность выйти на уровень бюджета МАРХИ?

  • Если вы уже учитесь в 9/10/11-м классе, начинайте подготовку как можно раньше — так рано, как вы решили идти в МАРХИ. Так финансовые затраты будут распределяться более равномерно, а бюджет можно будет рассчитать заранее. И гибко скорректировать начала новых предметов / потоки / занятия, если вдруг вклинятся какие-то семейные или личные обстоятельства.
  • Чтобы не откладывать обучение по предмету или не пропускать действительно важные его части, вместо самопрописывания программы (это правда не работает), воспользуйтесь нашей рассрочкой. Таким образом, вы сможете без переплат распределить сумму платежа на несколько месяцев.
  • Участвуйте в конкурсах, проводимых нашей Школой и старайтесь выполнять рекомендуемое количество заданий в курсах. По большинству из них предусмотрены бонусы или «кэшбэк» лучшим ученикам, а в мероприятиях можно выиграть суммы на обучение или получить бесплатные занятия.
  • Работа должна быть регулярной: ведь когда нет стабильного навыка, при перерывах случается откат, и тогда нужно больше занятий и консультаций.
  • Структурирование времени для второгодника и подработки — это классная идея. Но работа не должна занимать вас полностью. Если вы не выделяете в своем графике время на подготовку, то продвигаться подготовка не будет.
  • Если вы явно не обделены талантом и работоспособностью, это не значит, что вам не надо выстраивать план подготовки. В архитектуре выиграет не тот, кто будет исключительно работоспособен или талантлив, а тот, кто при этом будет регулярен. Это, кстати, распространяется на любую сферу жизни.
  • Никогда не стоит убеждать себя, что впереди времени еще вагон. Даже будь у вас 4 года, без плана и планомерной работы пролетят они ой как быстро.
  • Скажите куратору / преподавателю / Александре, если вас или вашего ребенка нельзя хвалить. Есть психологическая конституция, когда люди бросают заниматься как только их похвалили — им кажется, что они уже всего достигли. Но в творческих предметах нет потолка.
  • Кстати, есть обратная ситуация. Есть ребята, которых нельзя ругать, чтобы не было эффекта расставления ярлыков по типу: «Ну все, я никчемен». Следует нас об этом предупредить, чтобы мы это учитывали в подходе.

Отзыв Алины о подготовке.