8-950-045-42-33 пн-сб 11:00-20:00

Подготовка к МАРХИ. Подготовка в архитектурный

Почему стандартное предложение — программа, одинаковая «для всех», не сработает

Все ученики, которые приходят ко мне, находятся в изначально разных условиях: имеют разные способности, работоспособность, разное время на подготовку, и разные вузы в качестве целей поступления.

Кто–то уже изучал основы одного или нескольких предметов (Академический Рисунок, Композиция, Черчение), кто–то приходит ко мне «с нуля». Кто–то учится в 9–м, кто–то в 11–м классе, кто–то уже окончил школу, а всё свободное время посвящает подготовке к вступительным экзаменам. Поэтому для каждого поступившего к нам на обучение программа занятий будет составляться индивидуально — благо моя система позволяет легко подстроиться под любой запрос.

Но, несмотря на различие первоначальных условий, можно выделить общие моменты в этапах подготовки абитуриентов у меня (подчёркиваю это, так как у других преподавателей подход будет другим).

Их я и хочу осветить в данной статье, основываясь на необходимом конечном объёме выполненных работ, а также дать рекомендации отдельным группам ребят.

Ибо не только ученики, но и я сама замотивирована научить человека рисовать и чертить так быстро, как это возможно при имеющихся у него обстоятельствах, а дальше развивать эти навыки, поддерживая мотивацию в ребёнке заниматься тем делом, которое он выбрал. Ведь Архитектура — это намного больше, чем умение нарисовать голову Цезаря или разложить аксонометрию на проекции.

Объём работ по каждому творческому предмету

Итак, есть три отдельные творческие дисциплины, которые нужно сдавать на вступительных экзаменах в архитектурный вуз: Академический Рисунок, Композиция и Черчение.

Длительность подготовки по каждой из них и количество необходимых усилий для их изучения — очень разные по своей специфике и интенсивности. Они зависят от сложности экзаменационного задания и способностей ученика.

После того как принято решение поступать в архитектурный вуз, на основе оценки уровня вашей подготовки на данный момент, индивидуально для вас мы подбираем оптимальную программу, чтобы вы спокойно всё успели, и при этом не переплачивали за лишние занятия.

Чаще всего ко мне приходят с запросом подготовки в МАРХИ — хотя география архитектурных вузов, в которые я готовлю, на самом деле, очень широка.

Экзамены в данный институт считаются высшим уровнем сложности по сравнению с другими учебными заведениями такой же направленности. Поэтому, если цели поступления отличаются от «МАРХИ», то делайте некоторые послабления в нижеследующих примерах.

При подготовке к МАРХИ больше всего практики нужно по предмету Черчение. По факту, из всего количества практики по 3-м творческим этого вуза, больше половины занимает именно черчение. Это причина, по которой наши абитуриенты чаще всего начинают именно с этого предмета — чтобы был выше шанс отработать практику до начала вступительных экзаменов.

Визуализация объёма работ для бюджета МАРХИ. Виктория Конышкова, бюджет МАРХИ-2021.

Тут надо не просто знать теорию. Например, чтобы претендовать на бюджет МАРХИ, надо по–хорошему отработать около 120+ чертежей, включая сложные экзаменационные (80 штук) и относительно простые (например, задания из сборника подготовительных курсов).

Если собираетесь для подстраховки поступать в другие вузы, то добавляйте еще 20ку чертежей сверху, чтобы хотя бы на небольшом количестве работ разобраться с отличиями их экзаменов по этому предмету.

По рисунку головы в результате обучения нужно получить около 40–ка законченных голов (стандартная четверка, плюс Дорифор, Диадумен, Апоксиомен, Венера, Аполлон — с разных ракурсов).

Если хочется попробовать разные интересные работы, техники и материалы, сложные головы — то всё это планируется вами «сверху».

По Композиции в идеале нужно выполнить около 20 законченных работ. Учтите, что до того, как полностью нарисовать композицию, её надо «собрать» из множества отдельных заданий — отработки построений, набросков, врезок, тона. Всё это будет подготовительным этапом, и занимает достаточно большое количество времени.

Посчитайте, какой срок у вас отведен на подготовку и делите на объём работ. Например, для 11–классников «с нуля», в начале учебного года примерно получается:

  • по 1 голове в неделю;
  • изучение лекций по Черчению — от 2 недель до 2 месяцев, и далее по 2–3 чертежа в неделю;
  • лейтмотивом — композиция: месяц–два на подготовительные задания, и далее по одной работе раз в две недели.

//Более подробно о составлении графика подготовки и как вы можете его контролировать — в этой статье//

Учтите, что поначалу один чертеж может занимать не 4 часа, как на экзамене, а все 20 часов. И голову вы не сможете нарисовать за 6 часов, а будете её «мучить» по несколько дней. По мере отработки заданий «конструктора», из которых собирается работа, вы будете ускорять этот показатель.

Скажу сразу. Даже за один год это всё выполнимо, но это надо ЗАПЛАНИРОВАТЬ (учитывая подготовку к ЕГЭ, пробники, выпускные) и выполнять. А если у вас есть хотя бы года 2-3, то пробовать «идти к мечте» (если она у вас правда такая) однозначно стоит.

Работа, кстати в классе у меня, почти не считается… Это указан объём «на дом».

Не гонимся за быстрыми результатами, если есть время

Разумеется, среди моих ребят есть отдельные примеры экспресс–подготовки, я делюсь ими на своих страницах.

Например, в 2018-м году у меня была девочка Софья, которая за 10 недель практически «с нуля» освоила программу вступительных экзаменов МАРХИ (но учтите: за эти 10 недель она не поднимала головы, фактически отдала себя в жертву подготовке и пахала без устали, одних только чертежей за это время было сделано около 60–ти штук. Плюс, у неё не было «обременения» в виде школы).

Или были неоднократные случаи, когда, например, абитуриенты готовились за месяц к Композиции на бюджет — им было достаточно 1–3 нарисованных по всем правилам работ «от» и «до» (для такого рывка просто необходимо отлично развитое пространственное воображение и качественная теория «без воды»).

Или когда Черчение сдавали на баллы бюджета по лекциям в связке всего с парой месяцев практики по абонементу.

В 2019–м у меня был молодой человек, который только по первому млекций начал сам чертить сложнейшие мархишные чертежи, и обошёлся только разовыми проверками вообще без вопросов, а соответственно, и без абонементов (такие «самородки» до этого мне еще не попадались).

По Рисунку головы случалось такое, что после 5–10 занятий люди набирали по 70–75 баллов за голову (и это вопрос даже не изначального уровня — это вопрос способностей и концентрации на занятиях)!

Но нужно понимать: всё это — отдельные случаи выдающихся способностей, удивительной работоспособности и общей собранности. Не нужно на них равняться как на норму и оставлять подготовку на последний момент: у единиц получится, но большинство столкнется с разочарованием, которого можно избежать, если начать обучение вовремя.

Важно понять, что истории, которые я выкладываю — они для мотивации, для того, чтобы показать, какие результаты возможны. Для того чтобы любой человек, если у него есть желание поступать именно в архитектурный институт, поверил в свои силы и попробовал это сделать. Вопреки ярлыкам, слухам и обстоятельствам. А не для того, чтобы вы отложили свою подготовку в долгий ящик и подумали, что всё решит только выбор хорошего преподавателя.

Особенности работы по каждой дисциплине

При подготовке к МАРХИ можно сразу закладывать средний объём работы только по творческим дисциплинам — около 1,5 тысяч часов. Который может увеличиваться из-за прогулов и откатов вследствие их, плохих способностей, отсутствия домашней работы (практики), невыполнения рекомендаций преподавателя.

При принятии решения о том, как готовиться, можно закладывать примерно такую пропорцию (включая работу дома, не исключая работу в классе):

  • 650 часов на черчение;
  • 550 — на рисунок;
  • 300 — на композицию.

По каждому из предметов примерно 50 часов на теорию — изучение основ. 100-150 часов на задания для закрепления теории, потом все остальное- практика на работах. Где-то мы помогаем сократить время — но это делается только под руководством наставника, и рекомендации даются исключительно индивидуальные.

Дополнительно: важно не только верно выстроить подготовку по экзаменационным дисциплинам (о которой рассказывается тут), но и

Черчение

В абсолютном большинстве случаев я рекомендую начинать именно с него. Тактику подготовки к этому предмету описываю ниже.

Если Черчение у вас на нулевом уровне, или есть существенные пробелы в базовых знаниях, то обязательно приступаете к изучению этого предмета с Базового курса. Он специально придуман, чтобы сэкономить вам как минимум полгода, а то и целый год, занятий. Без этих лекций бессмысленно приступать к абонементу (или к программе МГСУ — если вы поступаете только в МГСУ).

Также есть отдельная «промежуточная» категория абитуриентов, — тех, кто уже раньше занимался на всевозможных курсах при институтах или с местными преподавателями. Такие ученики хотят проскочить теорию, и я их прекрасно понимаю. Но по моей статистике, только примерно у 30–40% учеников, уже начинавших учиться где–то Черчению, нет серьёзных проблем с основами.

Поэтому сначала смотрим работы, чтобы понять, есть ли у ученика пробелы, и какие именно. Если их немного, то можно начинать с «абонемента», а «дыры» латать с помощью покупки лекций поштучно.

Проверьте свой уровень подготовки и получите рекомендации по дальнейшему обучению или корректировку программы прямо сейчас.

Отправляйте свои работы

Поймите: если вы готовились на «курсах при каком-нибудь вузе», где нет личной заинтересованности преподавателя в вашем результате, или с преподавателем у себя в городе, который сам не знаком с требованиями столичных вузов и зачастую даже не знает, как выглядит экзаменационное задание, то с большой долей вероятности — вы учились не тому, что необходимо для сдачи экзаменов. Нельзя получить базу и идти на экзамен МАРХИ. Его уровень различается от базы на несколько порядков, а точнее, часов на 500-600 практики.

И если вы дошли к нам на консультацию и мы именно вам посоветовали сначала взять Базовый курс или отдельные лекции из него — значит, без них действительно не обойтись. Как бы ни хотелось перепрыгнуть эту ступень и перейти сразу на абонементы, начинайте с закрытия пробелов.

Ведь без объясняемых в этой теории азов время на вашу подготовку увеличится в разы. И в результате вы будете несколько месяцев переплачивать за абонементы, отлавливая «хвосты» — так что ваша экономия обернётся еще большей потерей времени и средств.

Но, естественно, консультация будет у каждого своя.

Если вы уже сдавали экзамены в предыдущий год, то надо также смотреть индивидуально: на каком уровне вы находитесь на самом деле. Часто «свежие» абитуриенты мне рассказывают, что на их курсах они к экзамену в МАРХИ разобрали экзаменационные задания только до 2003-го года. Но ведь после этого прошло уже 20 лет, а это по 4 варианта на каждый год! При этом, в МАРХИ сохраняется постоянная тенденция на серьёзное усложнение заданий по черчению. И подготовка туда далеко не заканчивается с вычерчиванием заданий из сборника подготовительных курсов, как многие ошибочно полагают.

Вот так вот в итоге и получается, что зачастую человек идёт на экзамен, но к экзамену он не готов. У меня регулярно появляются такие второгодники, которым реально не рассказали, что будет на вступительных. Хотя надо отметить, что большинство таких ребят при подготовке у нас, идут всё–таки сразу на абонемент или даже разовую проверку, проскакивая теорию.

Академический рисунок

Следующий предмет, который вы будете изучать параллельно с Черчением – это Рисунок. Занятия по нему я провожу в трех вариантах: два = очно + онлайн-курс.

Онлайн-программа — это ускоритель получения базового и среднего уровня. Результаты по ней случаются быстрее благодаря тому, что в ней собрана и структурирована вся основная теоретическая база рисунка.

Формат видео-лекций удобен ещё и тем, что их можно пересмотреть, остановить, законспектировать и перемотать назад, чтобы лучше вникнуть. Поэтому начинать заниматься рисунком мы в большинстве случаев рекомендуем именно с него: ведь когда теория уже есть в голове, по приезду на очные занятия остается просто отрабатывать знания на практике.

Количество очных занятий по Рисунку головы сильно зависит от способностей ученика, но однозначно — Онлайн-курс их значительно сокращает для каждого конкретного случая. Обычно, после неё — для москвичей достаточно посещать одно занятие в неделю (по 4 часа), а иногородние ребята чаще выбирают интенсивы (экспресс-курсы): это занятия, идущие друг за другом в дни школьных каникул, по 6-9 часов. 

//Об интенсивах, очных регулярных занятиях и Онлайн-курсе по рисунку можно подробнее прочитать в соответствующих разделах на нашем сайте.//

Самая безопасная тактика для иногородних ребят 10-11 класса школы – это пройти Онлайн-курс и приехать на очный интенсив как можно раньше.

Особенно если вы в 11-м классе, то всеми силами стараться не откладывать приезд до весны, вдохновившись чужими историями. Почему? Потому что, приехав на курсы заранее, летом или осенью, вы сразу сможете оценить время на подготовку по Рисунку, определить количество приездов и занятий в течение всего года, необходимых конкретно вам, распланировать бюджет.

Кроме того, так у вас будет больше времени на корректировки изначального уровня (если вдруг все-таки окажется, что нужно больше занятий), на отработку теории, а дальше останется набирать скорость и, как следствие, качество работ. И самое главное — не придётся совмещать подготовку к вступительным экзаменам с усиленной подготовкой к ЕГЭ во втором полугодии 11-го класса.

Поверьте: даже при большом таланте и возможностях, освоить предмет за 15-25 занятий так, чтобы конкурировать на экзамене с теми, кто готовился 2-3 года (а так готовится большинство абитуриентов по стандартным программам), крайне сложно, и нагонять необходимый уровень придётся в очень уж усиленном темпе. Именно поэтому лучше приезжать заранее и готовиться постепенно, без спешки и нервов.

На самом деле, даже если вы учитесь в 9-м классе, то для вас тоже будет более правильной тактикой пройти онлайн-курс и приехать как можно раньше. Потому что чем больше вы успеете сделать сейчас, тем меньше времени на подготовку нужно будет в 11-м классе, и вы сможете сконцентрироваться в последний учебный год на ЕГЭ (а это крайне важно!), пробниках, выпускных и т.п.

Помните, что хорошие баллы ЕГЭ также увеличивают шансы на поступление в архитектурный вуз.

Рисунок – это такой предмет, в котором можно развиваться бесконечно — в нём нельзя получить «потолок» навыков. У нас вы не сможете «переготовиться» или набрать «лишних» часов занятий. Ведь мы в своем уме, и не будем рисовать 2-3 года подряд по кругу всего 4 головы.

Если вдруг вы оказались готовы к этому экзамену уже в 10-м классе, то у вас либо сокращается количество занятий по Рисунку (при сохранении достаточного количества работы дома), и освобождаются время и средства для других дисциплин, либо, по вашему желанию, повышается сложность заданий – для того, чтобы подняться на уровень выше конкурентов и создать задел на дальнейшую учёбу в вузе.

Примеры работ, как рисовали ученики до экзамена и сколько они получили на вступительных — за 2022-й год (2020-й и 2021-й были портфольными). Конечно, условия стресса и спокойной работы дома или в классе несопоставимы. Но в любом случае, вы согласитесь, что на экзамене никак не прыгнуть выше уровня, который набран до него.

Композиция

Композиция идёт обычно «дополнением» к Рисунку и Черчению, и её освоение можно начать попозже. Потому что она, при должном усердии, осваивается быстрее первых двух предметов. Но откладывать её в долгий ящик не стоит. Тем более это крайне интересный предмет и, по моему мнению, самый важный в нашей профессии. Композиция, развивая нужные архитектору навыки, обогащает занятия и по Рисунку и по Черчению.

Примерно 70% учеников могут выполнять несложные подводящие задания по Композиции по теоретическому видео практически без ошибок. Ещё часть учеников выполняют задания с допустимо-нормальным количеством ошибок. И есть только маленький процент людей, которым предмет даётся сложно. Они длительное время разбираются, медленно идут по программе и долго консультируются по каждому заданию.

Иногда даже приходится потратить на это несколько очных занятий (я пытаюсь избегать такой ситуации всеми силами — освоение азов очно — это действительно долго, дорого и неэффективно по сравнению с занятиями онлайн). Заблаговременно предугадать, как пойдёт Композиция у конкретного ученика, физически невозможно (например, человек может отлично чертить, но совершенно не понимать Композицию). Каждый случай индивидуален, и выяснить, в какой процент вы попадаете, лучше заранее, чтобы успеть проработать предмет хорошо в случае попадания не в самый комфортный сценарий.

Композицию своим ученикам я советую начать изучать хотя бы до осени 11–го класса. Всё чаще на экзаменах (в первую очередь, МАРХИ) баллы за Рисунок «притягивают» к баллам за Композицию. А как показала практика, если оставить изучение этой дисциплины на самый конец, ребята часто расслабляются, не уделяют данному предмету должного внимания и, хоть и сдают, но еле-еле.

Представьте: вы не доработали по одному предмету, а оценку ниже получаете за два! От этого хуже как результат, так и сложнее потом учёба.

По нашей статистике, среднее время освоения Композиции на наших курсах, при параллельной учёбе в школе на обычной программе, составляет 5 месяцев. А у тех ребят, у кого есть больше времени на подготовку (например, окончивших школу или находящихся на домашнем обучении), = 3 месяца.

Конечно, были случаи подготовки и за более короткие сроки, в том числе у нас же на Марафоне, но мы говорим о том, как облегчить себе жизнь и найти баланс, а, к сожалению, мало кто схватывает «на лету» — большинству нужна практика. К тому же, историй крепких баллов при выполнении всего 1-2 работ за подготовку, уже практически и нет — каждый год требования всё усложняются.

Пару лет назад я //прим.Школы: Александра Асейкина// видоизменяла свой дистанционный курс по Композиции, намного его улучшив и по качеству видеозаписи и по структуре. После этого, ребята показывают более высокий по сравнению с предыдущими годами средний результат. Курс подходит в том числе для учеников с нулевым уровнем, так что вы смело можете заниматься по нему ещё до очных занятий по Рисунку.

То есть первоначальный уровень навыков для занятий композицией по данному курсу — неважен!

Даже если очень тяжело совмещать с подготовкой по всем остальным дисциплинам, я советую не откладывать начало курса по Композиции. Его срок действия ограничен только вступительными испытаниями. Выделяйте на переменках или по дороге в школу/на занятия 20 минут в день на изучение и отработку заданий — и вы уже к концу учебного года сможете справляться со сложнейшими заданиями.

Примеры работ, как рисовали ученики до экзамена и сколько они получили на вступительных по композиции в МАРХИ — за 2022 год (2020-й и 2021-й были портфольными). В целом, пропорция такая: больше высоких баллов среди тех, кто начал проходить композицию хотя бы за 9 месяцев до экзамена (поток октября или раньше). У тех, кто «просто» дал себе время работать в своём темпе. И очень мало бюджетов (но коммерция получается «спокойно») — у тех, кто подсоединил композицию за 3 месяца до экзамена.

Нюансы подготовки в зависимости от оставшегося времени

9–10 класс

9-му и 10-му классу проще всего. При подготовке у нас комплексно по 3-м предметам, мы сможем распределять время между ними. Сами предметы можно вводить постепенно, не распыляться между ними.

Например, в 9-м можно заниматься исключительно Черчением, а Рисунок и Композицию оставить на 10-й. Тогда 11-й будет посвящён подготовке к ЕГЭ и наращиванию сложности/скорости по творческим предметам.

Но при этом, если в 9-м классе есть возможность, то и Рисунок лучше начать, занимаясь в своем темпе и режиме.

Если у вас есть возможность приходить на регулярные занятия ~раз в неделю, то у вас не будет трудностей с совмещением двух предметов. Если вы живёте в другом городе, то через2-5 месяцев после начала обучения черчению, спокойно можно подключать онлайн-курс.

Во-первых, на очных занятиях вы получите дозу мотивации и живой пример — это помощники, другие дети, преподаватель (Александра). Увидите, как люди готовятся и на каком уровне вы должны рисовать, чтобы поступить. Ведь «издалека», читая этот или другой текст, не всегда понятно, какой объём работы нужно проделать. Занятия — это дополнительный стимул, мотивация и способ оценить, готовы ли вы к такому объёму работы.

Во-вторых, чем больше у вас получится сделать за 9-10 класс, тем выше вероятность поступления на бюджет.

К сожалению, часто происходит следующее: даже зная заранее о фронте работ, ученик занимается только тем, чем ему хочется или что лучше получается. В результате он затягивает свое обучение, оставляя почти всю подготовку на 11-й класс.

А вот если изначально разнести по времени изучение предметов и глубоко изучать один, потом оставлять его на поддерживающем уровне, а заниматься серьезно уже другим, тогда есть вероятность, что 11-й класс вы вообще оставите, в основном, под сдачу ЕГЭ. Ведь хорошие результаты этого экзамена очень сильно увеличивают шансы на поступление, если говорить об архитектурных вузах.

Для примера: в 2018-м году у меня девочка в ГУЗе набрала 96 баллов за голову, 90 — за капитель, 85 — за черчение. Баллы более чем отличные (тем более за 7-8 месяцев подготовки). Но ЕГЭ у неё был «всего» 140 баллов, и на бюджет она не прошла. 

Т.е. суть не в том, чтобы вы занимались как можно дольше по всем предметам и всё время платили и платили за занятия, а в том, чтобы наиболее эффективно использовать имеющееся время и ресурсы и подготовиться заранее, не затрачивая при этом излишние средства.

Ведь когда у вас есть возможность сосредоточиться на одной дисциплине – вы осваиваете её в разы быстрее, чем если бы у вас их было одновременно 5 (3 творческих + 2 ЕГЭ). Так — нужно меньше занятий и консультаций. Соответственно, снижается и суммарная стоимость подготовки.

А вот в 11-м классе у вас уже не будет выбора. Вам придётся изучать всё одновременно. Прибавьте к этому особенности экзаменов в «запасных» вузах, на которые также придётся заложить время, и поймёте, о чём я говорю.

PS: в 2020-м и 2022-м годах у тех, кто отложил подготовку, появились новые проблемы. Сначала был локдаун, отмена рейсов и очных занятий. Во втором случае — неопределённость политической ситуации с СВО и массовые сокращения. Начать заранее = дать себе шанс на подготовку в спокойном режиме, а не в режиме ЧС, когда деваться уже некуда, и ко всему прочему надо ещё справляться и с нервами.

11-й класс

Если Вы сейчас учитесь в 11-м классе и готовитесь к поступлению в архитектурный вуз «с нуля», то в первой половине учебного года я вам предлагаю сделать упор на Черчение и параллельно заниматься Рисунком.

По первому стандартная программа.

По второму — начать с Онлайн-курса по рисунку (3-4 модуля) как единственно возможного ускорителя, чтобы сэкономить время хоть на чём-то. «Москвичам» после него – очные регулярные занятия раз в неделю, иногородним – приехать на интенсив как можно скорее.

Композицию подключать будем исходя из вашей ситуации (обговаривается отдельно): либо через пару месяцев, либо немного попозже. Такой порядок нужен для того, чтобы распределить силы, и по максимуму освободить потом весну для ЕГЭ и пробных экзаменов.

В вашей ситуации параллельно с учёбой в школе надо освоить несколько новых предметов, и целесообразнее их изучение разнести по времени пусть и немного, но насколько возможно. Чтобы успеть уделить каждому из них достаточное внимание.

Если вы в 11-м классе, и вы не «с нуля», то по нюансам конкретно вашей подготовки (какие дисциплины вы уже изучали, на каком уровне находятся ваши практические навыки, каким предметам вы приходите обучаться к нам и т.д.), лучше сначала проконсультироваться с нами. Мы определим, на что сделать упор, в каком порядке взять предметы, возможно, по каким-то из них достаточно будет заниматься на поддерживающем уровне, проскакивая блоки «для начинающих».

Наша с вами цель будет — максимально эффективно выстроить дальнейшие шаги и не надорваться на пути к цели.

К сожалению, некоторые дети занимаются в первую очередь теми предметами, что у них лучше получаются, а это может обернуться лишней тратой денег, сил и времени.

Вторая ловушка — самостоятельно прописанная программа, без ориентирования на требования экзаменов в сопоставлении с реальным текущем уровнем по предметам и оставшейся работой, которую надо успеть сделать до экзаменов. В таких ситуациях занятия по 1-2 предметам людям кажутся лишними. А на самом деле, ситуация чаще всего такова, что бессмысленно тогда заниматься и другими — всё равно шансов поступить не будет.

В такую ловушку попадают чаще всего ребята из регионов или те, кто «готовился» в художественных школах и не понимают требования экзаменов. Если ваши работы при подготовке в МАРХИ не похожи на эти, то занятия по рисунку и композиции вам нужны. А если будут похожи — не волнуйтесь, мы так и скажем: идёте хорошо и в верном направлении, продолжайте.

Очень опасен тот момент, когда тем, кто не «с нуля» в 11-м, кажется, что впереди ещё очень много времени, экзамены не скоро, и они не спешат приступать к занятиям. Надо отслеживать эту мысль у себя в голове.

Работа пойдет намного плодотворнее, если с самого начала учебного года по каждому предмету готовиться так, как будто вам идти на экзамен уже весной. Да, это тяжело, но зато так больше шансов успеть освоить все три предмета освоить на экзаменационном (а не базовом) уровне, и вам надо быть морально готовыми к упорной работе. Как иногда пишут в комментариях мои ученики, «каникулы – не для 11-го класса, если вы хотите поступать в архитектурный». К сожалению, это правда.

Второгодники и все, кто готовится после окончания школы

Здесь есть разные категории:

  • кто–то был недостаточно готов к экзаменам и завалил их,
  • есть люди, которые целенаправленно приходят ко мне с запросом подготовки в архитектурные вузы только после окончания школы,
  • либо после поступления в вузы на другие специальности или в архитектурный институт своего региона,
  • для поступления после колледжа,
  • уже взрослые люди — для подготовки на вечернее отделение или на второе высшее.

Для многих тактика будет такая же, как для одиннадцатиклассников, но ввиду отсутствия школьной нагрузки таким ребятам, как правило, немного легче. Главное — научиться структурировать своё время. Тут надо заранее придумать, чем вы будете заниматься. Может, подтянете ЕГЭ или дополнительно освоите важные навыки (например, пройдете пару компьютерных программ или курсы вождения), а, может быть, найдете подработку и будете помогать родителям оплачивать подготовку.

Мы считаем, что тем, кто поступает во второй раз, тем приходится сложнее всего. С одной стороны, здесь есть психологическое давление, с другой — иллюзия, что половина работы уже сделана.

Самое частое, с чем мы встречаемся — это когда человек думает: у меня весь год впереди, есть много времени, могу начать в любой момент. Но в итоге подготовка всё оттягивается и оттягивается. Заканчивается это обычно тем, что абитуриент просто ничего не делает, а если и делает — то опять в последний момент.

И часто бывает так, что человек, имеющий все способности и возможности оказаться на бюджете МАРХИ, оказывается только на коммерции, например, ГУЗа или МГСУ. И о таких историях мне приходится писать тоже. Это самое печальное в моей деятельности. Ибо с этим я не могу бороться — ведь нельзя сесть и выполнить весь объём работ за абитуриента.

В такую ловушку лучше не попадать и начинать готовиться заранее. Особенно если в прошлом году вы плохо сдали ЕГЭ, и вам ещё надо будет пересдавать и его.

Я знаю, что некоторые ребята в таких случаях устраиваются на первый год «лишь бы в какой вуз», чтобы не «болтаться». Зачастую это решение родителей. Мне кажется это бессмысленным ходом — ведь вы всё равно уже планируете, что никогда не будете здесь учиться! А значит, глупо тратить на это время.

Гораздо логичнее найти подработку, научиться планировать своё время, а заодно помочь родителям оплачивать своё обучение. Ведь зачастую ребята не берут должное количество занятий исключительно по финансовым соображениям, а это в корне неверная тактика. Самостоятельно к таким экзаменам не готовятся. Так что подработка может стать и дополнительной мотивацией собраться, и способом научиться ответственности и планированию времени.

Также для тех ребят, кто хочет перепоступать, главный совет только один — расставить приоритеты.

В моей преподавательской практике, к сожалению, не было ни одного удачного случая совмещения учёбы в региональном архитектурном вузе и подготовки к столичным архитектурным учебным заведениям. Объём учёбы на первом курсе любого института — очень большой, нужно выполнить огромное количество практических работ. Чаще всего такое совмещение заканчивается нервным истощением ребёнка.

В итоге остаётся только 2 варианта развития событий: либо тем, что человек бросает подготовку и жалеет о потерянных деньгах, либо бросает свой вуз и жалеет о потерянном времени.

Несколько таких историй есть у меня на странице и в отзывах ребят (например здесь).

Взрослым

Да–да. Взрослые дядечки и тётечки, которым «глубоко за 30». Не бойтесь, вы не одни! Кто–то хочет получить высшее образование для галочки, потому что работает без диплома, или получить хорошую базу по академическому рисунку, кто–то хочет сменить профессию, а для кого–то это способ отвлечься. Тут всё индивидуально. У каждого из таких людей собственный запрос, и обговаривать его приходится отдельно. Присылайте свои работы, будем созваниваться.

Главное — не позволяйте стереотипам в голове собой управлять. Учиться новому можно в любом возрасте.

Кстати, взрослые — моя любимая категория. Ведь вы знаете уже цену времени и деньгам, а, соответственно, готовы выполнять все рекомендации и получать самые быстрые результаты.

Подобрать программу подготовки для себя, в зависимости от вузов-целей поступления, вы можете вот здесь.