Я уже частично рассказывала историю своего поступления в МАРХИ (тут и тут). Перед бюджетом я училась год на вечерке. Тогда, много лет назад, я тоже выбирала между двумя вариантами: коммерция дневного или вечернее отделение Московского Архитектурного Института. И никогда не жалела о своем выборе. Я бы и дальше продолжала учиться там, если бы не финансовая ситуация в семье, из–за которой мне пришлось перепоступать на бюджет.
Для абитуриентов, стоящих перед таким же выбором, опишу различия каждой формы обучения.
Стоимость вечерки ниже дневного отделения. Например, для поступивших в 2021:
Дневная форма — по 291 408 за 1 и 2 курс, по 288 045 за 3,4,5 курс. В сумме за 5 лет: 1 446 951 руб.
Вечерняя форма — по 217 400 за 1-5 курс, 108 700 за завершающие полгода. В сумме за 5 лет 6 мес: 1 195 700 руб.
Общежитие. Минус вечерки (для кого-то) в том, что нет «гарантированного» места в общежитии. Хотя для москвичей и для тех, кто планирует снимать квартиру, этот минус не в счёт.
Дипломы об окончании бакалавриата на вечерней форме и на дневной по сути одинаковые — у них абсолютно равные права. Разница только в указании формы обучения и количестве часов по каждой дисциплине.
Структура обучения. Одним из главных отличий вечернего и дневного образования является подход к учебным блокам:
- Дневное образование ведётся на основе семестров (от латинского «полгода»)
- Вечернее образование ведётся на основе триместров (осенний, зимний, весенний — блоки по 10-12 недель)
Как правило, последний подход помогает студенту быстрее влиться в процесс обучения.
На вечернем отделении — те же преподаватели, что и на дневном, то есть учат они на таком же уровне.
Отличие в количестве часов по предметам — здесь сокращены занятия по непрофильным (философия, социология, политология, история отечества и т.д), и чуть меньше рисунка. Но это не столь принципиально, я считаю, потому что основа рисунка — это практика, а она нарабатывается человеком самостоятельно. При этом, если что-то непонятно, всегда можно прийти и проконсультироваться у преподавателей.
Также, если вам каких–то знаний не хватает — то со своим студенческим пропуском вы вполне можете приходить на интересные вам лекции дневного отделения. При желании даже есть возможность походить на некоторые аудиторные занятия, предупредив о том, что вы с вечернего.
Или вот на факультативные курсы — такие, как, например, компьютерное моделирование. У меня на дневном они были, но так как на дневном загруженность намного выше вечернего, то не было времени на посещение таких факультативов. И это прям грусть, если честно, потому что там преподаётся много архитектурных программ, которые нужны для дальнейшей работы (AutoCAD, 3d max, ArchiCAD, Revit, Photoshop и т.п.), а стоимость отдельных курсов по каждой из них — около 30 тысяч. Поэтому надо пользоваться теми возможностями, которые даёт Институт.
Если говорить о количестве свободного времени, то вечерка однозначно выигрывает. Тут есть время не только для описанных выше факультативов, но и для архитектурных конкурсов. И в целом, заниматься дополнительным самообразованием на вечернем отделении легче, приятнее и продуктивнее.
Отдельно хотелось бы поговорить про работу на компьютерах. На вечернем отделении можно начать работать на компьютере с середины 1-го курса. А на дневном — в начале 2-го курса, или в конце 1-го (единицы). К слову, и там и там никто не запретит работать в ручной графике хоть до конца второго курса. Выбор остаётся за вами.
Про количество информации: если человек учится только на вечернем отделении, и у него нет опыта обучения на дневном, ему может показаться, что информации на вечерке дают недостаточно. Но это проблема не только «вечерников». Как говорят архитекторы, которые приводят на занятия своих детей, информации для работы недостаточно на обеих формах. У ребят нет реальной практики, применения информации к реальным проектам в процессе учёбы, и это довольно большой пробел. Но его можно заполнить, начав совмещать учебу с работой как можно раньше или самостоятельно изучать ГОСТы, СНИПы, и прочие нюансы (что проще делать на вечерке, благодаря свободному времени и возможности совмещать учёбу с работой).
Возможность совмещения с работой. У нас в России при приёме на работу огромную роль играет опыт этой самой работы. Проблема в том, что когда студент учится на дневном (коммерция или бюджет — неважно), совмещать учебу с работой он фактически не может. А если и совмещает, то это происходит в ущерб друг другу. И конкретно для МАРХИ неважно, на каком человек курсе, потому что в этом вузе по прошествии времени легче учиться не становится!
И выходит, что студент учился 5 лет, сидел на шее у родителей, потом закончил институт, пошёл искать работу — а без опыта претендовать на хорошую зарплату он не может. И получается, ему нужно опять пережидать под крылышком у родителей. Понятно, что не вечно, потому что диплом в кармане, и прогресс как специалиста будет быстрее, чем без «корочки», но всё же…
На вечерке же студент может параллельно устроиться на работу по специальности, даже не имея вообще никакого образования, скажем, на техника–архитектора. И таким образом, одновременно набираться и теоретического (в Институте) и практического (на работе) опыта. К концу обучения его опыт составит 4–6 лет, и он сможет претендовать уже на более высокую зарплату.
Для парней. В МАРХИ нет военной кафедры, но, в отличие от дневного, где предоставляется отсрочка от армии, на вечернем такой функции нет. Это, вероятно, станет решающим фактором в выборе для большинства парней. А на вечернем отделении в основном учатся ребята уже после армии.
Студенты. Около 50% студентов вечернего отделения — это люди после архитектурных колледжей (т.к. для них есть особые условия при поступлении, с которыми можно ознакомиться в статье про колледжи). Остальная половина – люди после школы, для которых учёба на архитектуре в новинку. Так что тут есть расслоение по навыкам у однокурсников.
Для выпускников школ – это может быть плюсом, если вы приветствуете позитивную конкуренцию. Обучение в среде тех, кто уже имеет уровень и работает только сподвигнет вас на саморазвитие. С другой стороны, это же может быть минусом. Если у вас есть привычка сравнивать себя с другими в худшую сторону, можно взгрустнуть оттого, что кто-то справляется лучше и быстрее.
Ещё для некоторых может быть важен факт присутствия «студенческого духа», новых знакомств, связей и т.д. Есть такое мнение, что на вечерке это всё отсутствует. Действительно, социальные связи создаются здесь с бОльшими усилиями. Многие студенты заняты работой. Проводится меньше совместных мероприятий в сравнении с дневной формой обучения.
Хотя я бы сказала, что уже скорее человеческий фактор — как повезёт с коллективом. При желании можно собираться и со своими одногруппниками с вечернего. И, как я уже сказала, приходить на занятия и мероприятия к «дневникам» и там знакомиться со своими будущими коллегами. Так что тут всё очень индивидуально — для вас ощущение «студенческой атмосферы» будет зависеть в основном от ваших же предпочтений и желаний.
Как итог:
Скажу, что я очень хорошо отношусь к вечернему отделению, потому что там есть возможность уделять больше времени главным предметам. На вечерке можно совмещать работу с учёбой (хотя некоторые умудряются делать это и на дневном), окупать свое обучение, набираться опыта, концентрироваться на тех предметах, что интересны (а не являются обязательными).
Только должна сделать оговорку: я не агитирую людей за этот путь. Потому что на вечерке тоже есть свои особенности, которые стоит учитывать в индивидуальном порядке: огромная необходимость в умении самоорганизоваться, большая личная ответственность за результат и т.п. И это не всем подойдёт.
Дополнительно по теме: вечернее отделение МАРХИ глазами одного студента.