8-950-045-42-33 пн-сб 11:00-20:00

Идет набор на Академический рисунок (со 2 декабря 2024 г.)

Сколько человек занимается в группе?

Статья поможет вам: узнать, какие вопросы задать потенциальному репетитору и как трактовать ответы на них, а также ближе познакомит вас с моей работой (об этом также — в разделе «О Школе» и статье «Принципы моей Школы«).

Когда мы сталкиваемся с необходимостью сделать какой-либо выбор, то, обычно, уже имеем в голове идеальный образ того, чего бы мы хотели. То же касается и выбора репетитора.

Каким он должен быть? Конечно же профессионал, который занимается индивидуально и при этом недорого берёт, а научит вас быстрее (и лучше) всех и занимается в соседнем подъезде. Он строг (но при этом с ним совсем не скучно), справедлив, и очень участлив. Он готов часами общаться с родителями по поводу их детей: он и педагог, и психолог, и аниматор, и человек, и пароход. Спойлер: такого преподавателя не существует в природе.

Когда мы беседуем с потенциальным репетитором — мы задаём вопросы. И если вдруг реальная картинка не соответствует нашему представлению об ответе – мы ищем дальше. Хотя может быть следовало бы убедиться в правильности своих приоритетов. А для этого, в частности, нужно понимать, как построен процесс обучения по выбранным дисциплинам, что действительно важно, а какими критериями можно пренебречь. Дело в том, что по сути, основной вопрос, который всегда должен перед вами стоять – как быстро и насколько качественно вы сможете научиться? Все остальное – второстепенно.

Очень показателен в этом плане вопрос «Сколько человек у Вас в группе?»

Это, наверное, самый волнующий абитуриентов вопрос, который задают каждому репетитору. И конечно же, чем эта цифра меньше, тем привлекательней выглядит предложение. Но на деле это не всегда так. Если бездумно основываться в первую очередь на этом показателе при выборе из нескольких преподавателей – можно серьёзно ошибиться.

Давайте разберемся подробнее. Тут важны две составляющих:
1. Осознание, что обучение рисунку один на один не имеет преимуществ;
2. Представление о том, как построен процесс работы у каждого конкретного педагога.

Первое происходит, потому что предмет — практический. Надо не только послушать теорию (которая зачастую дается одновременно нескольким ученикам одного уровня), но и сразу же применить её в деле. Т.е. можно сказать, что индивидуальные занятия по рисунку не имеют особого смысла, потому что есть какой-то достаточно большой промежуток времени, в который в любом случае человеку придётся работать самостоятельно (выполнить задание), по ходу получая преподавательские подсказки. С другой стороны, без регулярных очных занятий при обучении рисунку с натуры не обойтись. Ведь невозможно беспрерывно всё занятие слушать объяснения скопом, а тренироваться идти домой. Потому что без контроля ученик не способен выявить все нюансы и ошибки, или может по неопытности нарушить последовательность выполнения задания, и тогда работа хорошо не получится.

Второе (как построен процесс у выбранного педагога) выяснится только при очной встрече. Зачастую, чтобы понять, подходит ли вам репетитор, нужно просто прийти на занятие. Так, например, можно посадить трёх человек и уйти заниматься личными делами, а прийти только и переправить всё, что есть. А можно посадить 15 человек, но при этом постоянно находиться рядом с людьми, видеть, какие возникают проблемы, сразу работать над ними. Так что главный критерий здесь – знаете ли вы, как выполнить задание? Не тратите ли вы время в постоянном ожидании, когда же к вам подойдут, не понимая, что и как делать дальше?

Я лично придерживаюсь мнения, что количество человек в каждой группе должно регулироваться преподавателем индивидуально в зависимости от навыков каждого ученика, пришедшего на занятие. Объясню на личном примере: работа в моих группах налажена таким образом, чтобы любой ученик на любом этапе знал, что ему делать дальше. И в то время пока одни ученики заняты самостоятельной работой, не требующей срочного вмешательства репетитора, — последний может подойти и объяснить что-то кому-то другому. Таким образом, количество человек в каждой группе зависит от того, сколько каждому конкретному абитуриенту я должна уделить времени на занятии, и составляет ровно то количество, которое я могу «контролировать». Так, одних новичков будет сидеть на занятии меньше, чем если группа будет состоять преимущественно из уже рисующих абитуриентов, которым нужно повышать свой уровень. Т.е. на моих занятиях может одинаково продуктивно сидеть от 5 до 20 человек, и никто не будет обделен вниманием.

Чем дольше человек занимается, тем меньше ему нужно механической правки рукой преподавателя. Здесь на первый план выступают развернутые консультации по домашним работам. На занятиях же необходимо в основном словесно подправлять какие-то спорные моменты, объяснять нюансы, указывать на несоответствия натуре, подсказывать явные ошибки. Эти мелочи при этом могут серьёзно повлиять на конечный результат. Этим объясняется феномен, когда абитуриент, которому «не подправляли» работу на занятии, дома рисует вроде бы так же самостоятельно, но существенно хуже. Ведь конечный результат зависел как раз от таких микровмешательств. Со временем их нужно все меньше. Тут уж по ситуации – либо человек поступает, либо переходим к более сложным заданиям, если впереди есть запас времени.

Даже в условиях достаточно большой группы, работа помощников на занятии (как гарантия того, что ученик не будет обделен вниманием), а также использование нововведений, на практике позволяют мне повысить эффективность подготовки учеников в разы. Каждому абитуриенту, который приходит учиться, уделено необходимое количество времени не только на очных занятиях, но и при домашней работе. Благодаря чётко выстроенной системе, даже в группе мы сохраняем индивидуальный подход к каждому. Все мои помощники – компетентные рисующие люди, поступившие в институт, знакомые с процедурой подготовки в целом, и с моей системой преподавания в частности. И важно — проходящие повышение квалификации у меня же.

Ещё один важный момент: способ и качество подачи информации на занятиях. Например, одно дело – преподаватель самостоятельно исправляет конкретные ошибки (уже после завершения работы, а не в процессе, иногда при этом совершенно не комментируя свои поправки). Такой способ обучения начнёт работать только через количество практики, а на это нужно много времени. И результат не станет лучше, даже если вы сидите с преподавателем один на один. Совсем другое – разбираться с причинами возникновения ошибок и способами их исправить. Процесс самосовершенствования и перехода к более самостоятельной работе во втором случае будет намного более быстрым.

Что касается черчения, композиции и онлайн-курса по рисунку, то обучение по этим предметам у меня проходит дистанционно, так что они получаются полностью индивидуальными. Вся теория есть в моих видео-лекциях, а я и мои помощники отвечаем на вопросы лично по мере их поступления, индивидуально каждому ученику (по скайпу или в соц. сетях).