Область репетиторства в целом и подготовки абитуриентов к поступлению на архитектуру в частности бывает весьма неблагодарной.
Даже если история заканчивается классно, хоть бюджетом МАРХИ — ты не получишь все отзывы о совместно проделанной работе: половина людей обесценит труд педагога, того что он делает для успешной подготовки — от самих предметов до нашей личной, обволакивающей всю подготовкуЮ поддержки. Одни скажут: вдохновения нет и поэтому не напишу о вашей роли в моем поступлении, другие боятся, что «некто» обидится, третьи думают, что отзывов и так достаточно, зачем утруждаться, четвертые посчитают свою историю «обычной» — и, мол, зачем ее рассказывать?
Есть еще одна большая категория бывших учеников. Тех, кто пришел готовиться в наисложнейший вуз — МАРХИ — в 11-м классе. Таких у нас ежегодно около 2/3 от всех поступающих туда. Вот статья, в которой описан объем подготовки по 3м творческим дисциплинам туда. Добавить ЕГЭ и школу, домашнюю нагрузку и разные увлечения — и вот вы получите, что успеть этот объем 11-класснику за год (или меньше) становится как будто бы нереально.
При этом, подготовиться и хорошо сдать экзамены ОН МОЖЕТ. Как? -> За счет системы, за счет ускорителей, за счет способностей, снижения общей нагрузки и тайм-менеджмента.
Мы не говорим, что подготовим к бюджету МАРХИ любого за 10 месяцев. Но рассказав про этот объем, предупредив о сложностях, можем утверждать, что у кого-то, из его условий и характера, провернуть такую историю с нами получится.
На самом деле, поступление на коммерцию-то МАРХИ за год подготовки традиционно считается чудом и классной целью, при том объеме работ, что для нее надо осилить. Поступление в такой ситуации сильно зависит не только от обучения, но и от индивидуальных характеристик и особенностей абитуриента. Некоторые способны работать много, быстро и на износ, что позволяет уложиться даже в такой короткий промежуток, у других способности позволяют сократить количество практики.
При этом, по ежегодному опросу ребят, половина испытывает заблуждение относительно реально проделанного ими объема работы.
Так и получается, что человек в «80 сложных чертежей» посчитал все простые чертежи и подводящие упражнения, а реально сложных там от силы половина. Или к «40 законченным хорошим работам по рисунку» причислил все черновые построения «в стол», а тон еле начал. Или «в 15-20 хороших законченных композиций» — приписал недоделанные композиции, сделанные в ночь перед экзаменом и никем не проверенные (там уже ничего не отрабатывается, к сожалению, ни качество, ни скорость).
К сожалению, не для всех тех, кто серьезно сократил подготовку и при этом добился коммерции сложнейшего топового вуза за 9-12 месяцев подготовки — это считается крутым результатом. Все чудесные истории-исключения он считает сначала ориентиром, потом раздражителем. И бывает, что человек, которому не хватило всего лишь практики, вместо того, чтобы ею и заняться, обвиняет в этом систему. На минуточку — давшую ему знания для того, чтобы в принципе получить проходные за столь короткий срок!
Не стоит сбрасывать со счетов и обстоятельство, связанное с субъективностью оценки творческих экзаменов. Хорошую работу могут оценить невысоко, поскольку критерии экзаменов по рисунку и композиции не совсем конкретны: за одну ошибку можно снять и 5 и 30 баллов. И проверяющие к ним относятся по-разному. Дальше — удача…
Такое случается каждый год. Но хочу рассказать вам одну реальную конкретную историю. Она показательна тем, что ученица, получив не устроивший её результат на ДВИ, расстроилась и «ушла» к другому преподавателю потому что «он-то из МАРХИ», «там-то её научат как надо».
К счастью или к сожалению, но это так не работает.
Во-первых, не все преподаватели, что заявляют «я из МАРХИ», реально там работают, а некоторые даже его не оканчивали. Во-вторых, если и уходить, то туда, где есть результат через систему, а не натаскивание. В-третьих, ничего особо не поменяется, если ты уж на том этапе, где нужна больше твоя работа, а не сам преподаватель.
Забегая вперед скажу, что история закончилась все той же коммерцией МАРХИ. В чем её урок?
Часть 1, год 1.
Вот Маша и ее законченные работы за 6 дней третьего интенсива. Тогда онлайн-курса по рисунку у нас еще не было, и обучение рисунку шло только очно.
Первый раз Маша приехала к нам в Москву в октябре 2018-го года. Уровень «до» — полгода в художественной студии, голову никогда не рисовали. В то время я разрешала иногородним ребятам оставаться у себя. Маша жила в моей квартире. Вставала с утра, буквально: «чистила зубы и шла заниматься».
Это сыграло дополнительную роль в быстром прогрессе. Ведь после занятий вместо пустой траты 3-4 часов на дорогу, она могла отдохнуть и со свежими силами отрабатывать полученные навыки самостоятельно.
//Сейчас такой схемы нет по диким причинам, а именно — неуважения части людей к чужому труду и собственности. Проживание подростков оказалось высокорисковым, убыточным и преимущественно (за редкими исключениями) неблагодарным делом, и было отменено в 2020-м году с пандемией, а также появившимися вслед за ней огромными штрафами.//
За все это время в общей сложности у нас с Марией состоялось 16-18 занятий.
Итак. Девушка готовилась учебный год, приезжала на 3 интенсива, за которые набрала довольно хороший уровень, выдавая приличные работы. Это видно по фото.
К сожалению, менее чем за 2 десятка занятий невозможно набрать необходимую стабильность для экзамена и скорость. Но баллы были получены очень достойные для такого периода обучения: 50 за голову, 40 за композицию.
По композиции не восстановили полную картинку (это было в год перед приходом в проект моей сестры, поставившей сбор статистики). Но по ощущениям, было выполнено всего несколько работ. И уделили мы этому предмету всего пару месяцев. Даже если моя память расходится с реальностью, то незначительно.
Выполненный объем по черчению: 30 работ!!! 30, Карл! Из рекомендуемых 80-ти. Но при этом, набрано 30 баллов, что может и кажется небольшой цифрой, но для МАРХИ не считается плохим результатом. И уж точно — прекрасным для человека, что не выполнил и 50% от рекомендаций.
Обычно, если не устраивает коммерция и хочется именно МАРХИ и никак иначе, но ты понимаешь, что не тянешь на фоне 11-го класса, важности работы также над ЕГЭ, нервами вступительных и пр., то делается «пробная» попытка поступления (включающая больше работы над теорией). А основная часть практики переносится на второй год.
И в общем-то дальше ходи, готовься, только отрабатывай навыки, получай периодически обратную связь.
Часть 2, год 2.
Я не могу сказать, что категорически против смены педагогов. Тут дело не в этом. Я не против, чтобы ученики получали опыт из разных уст и, так скажем, обогащали свой арсенал, поскольку все педагоги доносят материал по-своему. Так можно узнать что-то новое, попробовать по-другому сделать те же вещи, понять, чей стиль преподавания больше подходит.
Но это больше приемлемо на этапе подбора программы, и весьма спорно — когда уже остается только доработка практики, получение опыта, развитие насмотренности и скорости. Остается «только» доделать тот самый объем, гарантирующий стабильность по каждому предмету, что на экзамене не выбьет почву из-под ног, а также поможет при учебе после поступления.
Проблем в общении или понимании у нас с девушкой до этого не было.
Поэтому для меня, как педагога, давшего уже сильную базу, это выглядит так: я дала человеку навыки, благодаря которым он по сути поступил, набрав определённые (и не самые плохие) баллы на экзамене. Но человек, в силу своих внутренних причин, решает поменять руку и идёт к другому репетитору. И дальше случается ситуация, где ученица неизбежно прогрессирует за счёт того, что на её крепкую теоретическую базу просто наслаивается дополнительный год практики без особых вложений со стороны нового педагога.
Я слежу за такими историями. Смотрю, как получилось сдать экзамены, прошёл ли человек на бюджет. Выпавшая на следующий (20201-й) год поступления пандемия немного спутала карты, а значит, влияние рисунка мы так и не узнаем. Но скажу, что баллы черчения у девушки вышли в итоге еще меньше — она получила 25 баллов.
В таких историях очень часто выходит, что при смене «руки», у человека в итоге нет контроля и системности, которую мы даем. Поэтому в итоге, без стратегии за дополнительный год подготовки картинка особо и не меняется. Хотя человек мог бы быть гораздо дальше. Ведь интереснее расширять навык в уже знакомой системе, замахиваться на задания 1-2 курса, а не топтаться на месте, тренируя только экзаменационные головушки.