8-950-045-42-33 пн-сб 11:00-20:00

Как научиться думать в рисунке и чем опасно «натаскивание»

В описании моих методов обучения и их преимуществ, в противовес стандартному подходу в подготовке к вступительным экзаменам, я часто пишу «учу думать / рисовать / чертить, а НЕ НАТАСКИВАЮ». Что это значит? 

Если отбросить всю демагогию, то под «натаскиванием» я имею в виду такую подготовку, когда человек по её окончании может сдать только конкретный экзамен в конкретный вуз. Т.е. не учится рисовать в принципе, а учится изображать только то, что требуется на экзамене.

Например: человек готовится поступать в МАрхИ и умеет прекрасно рисовать Цезаря, Афродиту, Сократа, Антиноя. Но если ему поставили какую-то незнакомую голову, даже с этим заданием он уже не справляется (как и с розеткой, орнаментом, капителью, натюрмортом, интерьером, архитектурой – экзаменами в других вузах, которые зачастую рассматриваются как «запасной аэродром» и заданиями, с которыми придётся в будущем столкнуться при обучении в институте). Это значит, что абитуриент заучил, как выполнить конкретное задание, но так и не научился рисовать, не познакомился с общими принципами построений или устройством тона.

На самом деле, я не против такой подготовки, не ставлю себе цель кого-то критиковать. Я никогда не буду поливать грязью своего коллегу, подход которого отличается от моего. Ведь если у какого-то преподавателя поступают практически все, независимо от способностей и от того, сколько усилий они приложили – в этом нет ничего плохого и почему бы и не пойти к нему, если есть возможность?

Но когда я пишу про обучение у меня, я не могу не сравнивать свои занятия с какими-либо другими предложениями (не подразумевая конкретных лиц, а скорее апеллируя к своему опыту подготовки). Ведь моя главная цель — в том, чтобы задумавшиеся о поступлении ребята могли сделать информированный выбор. В конце концов, и я сама училась по стандартной схеме. Правда, потратив на подготовку (при полной отдаче и нормальных способностях) в общей сложности 3 года и около 1,6 млн. руб. в перерасчете на современные цены (по состоянию на 2019 год).

Но чем плохо натаскивание в том смысле, который я в него вкладываю? Тем, что вы можете сдать экзамены в 1-2 вуза с похожими требованиями. В остальные вузы вам нужно будет готовиться отдельно. Второй момент — что вы будете делать во время обучения? Там ваши Цезари-Афродиты, даже идеальные, никому уже не нужны. А подтягиваться во время учебы – ой как трудно (ко мне часто приходят с 1-2 курса жертвы такого метода, чтобы переучиваться). Третий момент – цена. Она получается неоправданно высокой. За счет того, что заучить наизусть такую дисциплину, как рисунок – сложнее и дольше, чем освоить базовые навыки рисунка и применять их на любом задании (сравнение стоимости моего обучения Х лет назад и обучения по моей собственной системе можно увидеть тут).

А что хотите получить вы? Немного больше гарантий в поступлении, или точно освоить программу вступительных испытаний?

Конечно, полностью нам не избежать элементов натаскивания в подготовке к экзаменам, особенно если мы говорим о подготовке в МАрхИ. Чего стоит только черчение! Для того, чтобы не ударить в грязь лицом (в сравнении с конкурентами), необходимо отчертить 60-80 сложных чертежей! А по рисунку вас ждёт около 40 работ, посвящённых экзаменационным головам (тут — подробнее о количестве работ по всем трём предметам при обучении в моей Школе).

Так что элементы натаскивания неизбежны: отрисовка отдельных деталей, копирование хороших работ, повторение раз за разом однотипных заданий. Но мы говорим именно про конечный результат – умеет ли человек рисовать в принципе? Или он может сдать только конкретный экзамен? Как раз вторую ситуацию я имею в виду под словами «обучение через натаскивание» и отстраиваюсь от этого. Я учу по-другому.

Я не вредитель. Больше всего я заинтересована в том, чтобы мои ребята поступали. И если человек не успевает подготовиться — конечно, мы будем сосредоточены на заданиях выбранного вуза. Но отрабатывать их мы всё равно будем так, чтобы человек понимал основы изучаемой дисциплины и смог их применить на любом другом задании.


Если у меня поступают на бюджет, значит моя система работает, и, в принципе, это значит, что на бюджет я подготовить могу (рекомендую к прочтению истории поступлений и отзывы для вдохновения и мотивации). Но вот поступят не все, потому что если честно сдавать экзамены, то формулировка «большая часть успеха зависит от количества приложенных усилий» актуальна. За более прозрачные формулировки придется платить во много раз больше.

Александра Асейкина, директор школы