8-950-045-42-33 пн-сб 11:00-20:00

Поступление в МАРХИ: можно ли подготовиться дистанционно?

Елизавета на фоне своих работ, сделанных во время подготовки в МАРХИ

Для тех, кто переживает, что не сможет: осилить объем подготовки, научиться дистанционно, потратить деньги, не получив результат. История о том, что действительно зависит от ученика, а что нет. Без отговорок и попыток переложить ответственность.

Елизавета Иванова пришла к нам в июле 2021-го года. Цель: за 1 год подготовиться к бюджету топового архитектурного вуза — МАРХИ.

Вроде бы «стандартное» начало истории, да вот есть одно «но».

Перед тем как вы будете читать дальше, хочу сказать, что Лиза была классным, самым лучшим и идеальным учеником, и то, что рассказано дальше, не должно влиять на это мнение.

Итак, наше «НО»:

Дело в том, что ее способности не позволяли ей схватывать «на лету». На каждом шагу мы спотыкались об вопросы, по много раз пересматривали материалы, по много раз переделывали сначала подводящие упражнения, а потом сами работы и т.п.

Объём того, что необходимо сделать для поступления в МАРХИ изначально ОЧЕНЬ большой. И чтобы успеть подготовиться туда за один год, необходимо соблюдать хороший темп вашего графика с задачами. Посмотрел материал -> понял, как делать -> сделал задания -> поправил по рекомендации куратора ошибки -> двигаешься дальше.

Да, около 80% людей способны дойти до уровня сдачи экзаменов в МАРХИ по моим программам за столь малый срок. Для этого необходимо выполнить около 150 чистовых работ по 3м предметам: академический рисунок, черчение, композиция. Уже не говоря об изучении теории (чистого времени на 3х онлайн-курсах более 150 часов) и черновых работах, подводящих упражнениях, которые в указанное выше количество мы не считаем.

Когда мы сталкиваемся с тем, что у ученика возникают проблемы на каждом шаге, мы ни в коем случае не говорим о том, что надо менять направление. Тут надо смотреть причины. Просто «темп медленнее среднего» — не показатель успешности в профессии, и случается когда начинаешь какое-то сложное, многодельное и новое для мозга дело. Это происходит во всех сферах — например, вошло в анекдоты, как путают педали газа и тормоза те, кто учится водить машину.

Так что в случае как у Лизы надо обязательно сдавать экзамен ПРОБНО. Ради галки «поступаю второй год», ради репетиции перед чистовым поступлением, или надеясь на то, что на экзаменах человек сумеет собраться и показать свой лучший результат. При этом, ему все-таки необходимо сразу придумывать «план Б»: например, одновременно ориентироваться на штурм вузов с экзаменами «попроще», либо готовиться ко второму году подготовки.

Такую тактику мы и рассмотрели с девушкой.

У Лизы возникали сложности и по черчению и по рисунку. Например, у нас на первой ступени черчения — Базовом курсе — (по опросам самих учеников!) более 90% ребят смотрят теоретические уроки и делают задания сразу либо с минимальными вопросами — КАК? Им требуются только проверки заданий.

Опрос 2022-го года
Опрос 2023-го года
Лиза в нашей временной студии, в июне 2022, за месяц до экзаменов

У Лизы же количество вопросов на начальном этапе понимания теории генерировалось очень большое. С первой же ступенькой черчения она попала в процент, которого нет даже на нашем графике = таких ребят максимум 0,5% = и называется он «Мне требуется, чтобы мне рассказали лично, чтобы вникнуть во все детали». Требовались дополнительные консультации. Это, кстати, не плохо, а говорит о том, что таким людям надо закладывать больше времени на подготовку.

Мы, кстати, именно поэтому так настойчиво советуем начинаться готовиться заранее. Чтобы у человека не только был более спокойный темп подготовки, но и чтобы было время на реагирование в случае, если что-то с каким-то предметом идет не так.

Подобная ситуация сложилась и по рисунку. На первых нескольких занятиях, когда мы разобрались в основных моментах, был явный прогресс по сравнению с уровнем “до”. Но затем настал штиль в развитии, и пошли ошибки: то с пропорциями беда, то с похожестью, то с перспективой.

Лиза видела, что те ребята, что начали одновременно с ней, уже ушли гораздо дальше.

Большинство людей в подобной ситуации демотивировались бы. Но моё солнце, даже в моменты сомнений, брало себя в руки и «просто» продолжало пахать, пробовать, учиться, задавать вопросы, в своем темпе со всем разбираться. Было видно, что творческие дисциплины ей очень интересны. Лизе важно было детально понять нюансы. Только посмотрите на её конспекты!

Такой подход не мог не дать свой результат.

Четкость и дотошность конспектов по каждой теме. Максимально прилежная ученица

Чем дальше она работала, тем явно быстрее прогрессировала. К примеру, в течение первых 3-х абонементов по черчению Лиза, в силу ситуации и добавления борьбы с непониманием на первых шагах, успевала делать только по 4-5 чертежей в месяц. Но дальше, с усложнением уровня, у нее получалось всё быстрее: 7, 9 чертежей!

На наших глазах её собственные целеустремленность и работоспособность постепенно перекрыли отставание. А в конце концов компенсировали его с лихвой, когда Лиза вышла в большой “плюс”.

Но не спешите закончить историю.

Из наших учеников, кто готовится в МАРХИ, мало кто посещает рекомендуемое количество занятий по академическому рисунку. В 2023-м году мы не подбивали статистику, а вот в прошлом, Лизином, она была на уровне 10-12%. То есть на самом деле, только 1 из 10 учеников брал рекомендуемое количество занятий! И при этом часть не делали домашней работы.

У Лизы же, при выполнении рекомендованного количества домашней работы, да после онлайн-курса по рисунку, получилось больше, чем мы советуем «в среднем» = 36 очных занятий. Первый интенсив случился в январе — всего за полгода до экзаменов. Зато дальше она приезжала чуть ли не на каждый: март, май, июнь.

Елизавета на фоне своих работ, выполненных для поступления в МАРХИ

По композиции Лиза прошла один марафон (3 месяца) и присоединилась ещё раз повторно (+ 3 месяца). Начали тоже поздновато: в январе. Но добавлять композицию раньше к таким сложностям подготовки было нецелесообразно.

По черчению, при первоначальном отставании от темпа программы, в итоге мы уложились в «стандартные» 6 месяцев абонементов. И в «довесок» к ним + 2 проверки чертежей + 4 очные репетиции за год. Итого, за время подготовки сделано порядка 45-50-ти чертежей.

Кстати, интересно и по деньгам. В нашей системе подготовки, проходящей преимущественно дистанционно, где куратор с тобой на связи каждый день и не надо ждать следующего занятия, такой путь обходится примерно в 6-8 раз дешевле относительно очных стандартных занятий.

Но ученику, который учится досконально разбираться в теории, не хватит «стандартных» 2х лет подготовки очно. С другой стороны, даже на них требуется:

40 занятий * 2 года * 1-2 раза в неделю * стандартный ценник в 5 000 руб. / занятие = более 500 тысяч руб. за подготовку по черчению.

В нашей же Школе она обошлась Лизе в 80 тысяч рублей по ценам того года (сейчас не сильно, но выше). В итоге, девушка выиграла и по деньгам, и по времени подготовки.

Выполнив такое количество работы, исключительно благодаря самодисциплине и работоспособности, на фоне ЕГЭ и выпускного класса, Лиза почти поступила на бюджет. Ей не хватило буквально пары баллов.

Путь Лизы — максимально яркое подтверждение слов Александры: «В творческой сфере намного важнее работоспособность, чем первоначальный талант». Способность преодолевать себя в конечном итоге весит больше, чем просто “способности”. Прекрасно, если есть и то, и то. Но при любых исходных данных, возможно реально ВСЁ, что захочет человек. Даже прыгнуть в 2 раза выше собственной головы. И в конце концов победить.

Фото со страницы Лизы

Ничего бы не получилось, если бы не Лизина работоспособность и въедливость. От каждого занятия и от каждого наставника она брала максимум. Да, задавая вопросы, переделывая и пересматривая материал. Зато вникая во все моменты досконально. Медленно, как танк, она шла к своей цели и почти добилась её, обеспечив себе все шансы учиться наравне с бюджетниками МАРХИ.

Её история служит замечательным примером тем, кто переживает, что не сможет освоить желаемую профессию из-за якобы «отсутствия таланта». Тем, кто готов сдаться после неудач. Или переложить ответственность за свой результат на других, на Вселенную, кого угодно, но главное — снять с себя.

Со слов самой девушки: «Мне кажется, моя история — это про то, что не нужно никогда сдаваться, как бы ни было тяжело. Так как человек даже обладающий талантом не сможет добиться успеха, если не будет трудиться. Человек, который неустанно работает над собой, превозмогает себя, всегда добьется своей цели».

Искренне гордимся Лизой и желаем ей оставаться такой же упорной в своих начинаниях и во время учёбы в МАРХИ.

На первом курсе, кстати, у нее высокие оценки за работы и «кафедра», что является прямым подтверждением качества полученных в итоге навыков.

Другие истории поступлений вы можете прочитать здесь. Также рекомендую ознакомиться с обзорными статьями об архитектурных вузах России. Подобрать индивидуальную программу подготовки для вашей конкретной ситуации можно здесь.