8-950-045-42-33 пн-сб 11:00-20:00

О самодисциплине при подготовке в архитектурный вуз

Очерк о роли самодисциплины в подготовке абитуриента к экзаменам по рисунку

Настя просила не упоминать свою фамилию в этом рассказе, тем не менее, разрешила разместить его. Я сама считаю историю ее подготовки в высшей степени полезной, поэтому и делюсь ею. Отрицательные случаи — это в какой–то степени даже бОльшая мотивация для других, чем положительные, т.к. здесь есть элемент анализа непродуктивной подготовки и обучения на чужих ошибках.

Итак, Настя — моя уже бывшая ученица, с очень хорошими способностями и быстрой обучаемостью, которая хотела поступить в МАрхИ. Она могла бы достаточно легко взять бюджет лучшего архитектурного вуза. Но не взяла… И вот ее история:

В общей сложности, девушка готовилась 3 года.

В первый год — на курсах при МАрхИ. Настя сразу честно призналась, что еще в первом триместре поняла, что ничего хорошего из этого не выйдет. Но почему–то не стала менять тактику. Надо сказать, что в тот год (2016–й) со всех вечерних курсов только двое учащихся прошли дальше экзаменов по рисунку и успешно завалились на черчении. Поэтому Настю ожидал еще один год, посвященный поступлению.

На второй год она попала ко мне, и сразу меня заинтересовала. Девочка все схватывала на лету и быстро прогрессировала по голове (хотя и работала крайне мало). А также абсолютно игнорировала композицию и не практиковала ее (за этот год она не сделала ни одной работы, несмотря на постоянные просьбы с моей стороны, заняться этим предметом)! И это учитывая тот факт, что здесь уже не было «отягчающих» обстоятельств в виде школы, ЕГЭ и работы. В целом Настя внешне и по характеру напоминала мне красавицу из известной сказки: «Что воля, что неволя — всё одно». Отношение к обучению было опасным — то ли быстрые результаты и контраст с прошлыми занятиями ударили в голову, то ли руки опускались после первого неудачного опыта, но как только мы получали хорошие результаты — ученица пропадала. Без работы дома мы получали откат в том, что уже было хорошо раньше. Апатия по отношению к своему результату — плохой признак. Итог был очевиден и печален: Настя получила низкие оценки на экзаменах, тем более в тот год (2017–й) оценки по голове “подтягивались” под композицию, и у тех, кто ею пренебрегал и сдал слабо, не было ни единого шанса — за голову ставили на 25–35 баллов ниже, чем работа того заслуживала. В итоге при отличных способностях, при видимой легкости освоения всех трех (большая редкость) предметов, мы не взяли даже бюджет ГУЗа.

Здравствуй, третья попытка поступления! На третий год подготовки (второй год в свободном плавании) Настя пошла работать. Для начала, до января она устроилась ко мне няней. Мои старшие дети до сих пор вспоминают ее, спрашивая «А где вот та Настя, ну мы еще ее любим?». Прогресс какой–то появился, но только потому, что у меня была возможность ежедневного контроля. Ведь буквально приходилось ради каких–то результатов «пинать» человека. Тем не менее, Настя отлично справлялась с программой, почти не прикладывая усилий. Например, благодаря доступным объяснениям и отличным способностям, очень быстро освоила композицию — занималась ею дистанционно буквально 2–3 месяца по абонементам, и за них успела набрать уровень, как на фото ниже. Грамотные построения, сложные врезки, тонкая графика, идеальный штрих. Чуток самоорганизации — равных бы Насте не было… Подготовка с ней по композиции — одна из самых запоминающихся для меня по стремительности развития навыков. Мы прошли всю теорию: построения, придумывание набросков, врезки, тон, отрабатывая все на маленьких заданиях и соединяя в большие композиции.

К сожалению, с Нового Года, после того, как Настя перестала у меня работать и устроилась в другое место, все началось по новому кругу — результат–пропадаем–появляемся–нет результата. И такого влияния, как раньше, я уже оказать не могла. Да и согласитесь, постоянно тянуть человека, который всячески саботирует занятия — тяжелый и неблагодарный труд. Наверное, такое допустимо только в отношении своих собственных детей (естественно в разумных пределах). Ко мне давно уже пришло понимание, что стимул извне в виде пинков не работает. У человека должна быть своя мотивация, свое видение, для чего ему все это надо. Этого не заменить мотивацией репетитора, да и последнего в таком случае ненадолго хватит. Я не смогла и дальше вытряхивать из Насти результат, который, по всему похоже, нужен был больше мне. Кстати, оговорюсь — речи о том, что больше не интересна именно подготовка в архитектурный ВУЗ не шло. Т.е. целью был именно бюджет МАрхИ. В итоге такой «подготовки» к экзамену, хоть уровень навыков и был приличный, из–за малого количества практики, пропусков, постоянных откатов (то по композиции, то по голове), отсутствия скорости, — Настя не успела на экзамене показать результат, на который была способна, и не добрала баллов на бюджет. К тому же конкуренция была на очень высоком уровне.

В итоге, даже с третьей попытки, Настя прошла только на коммерцию и выбрала обучение в ГУЗе (оно дешевле).

Основные моменты, почему талантливый человек не взял бюджет, а путь к поступлению был так извилист, можно уместить в несколько строк:

Во–первых, Настя готовилась исключительно на наших занятиях, ничего не делая дома. Компенсировать отсутствие домашней работы можно только усиленной работой на занятиях: таких историй поступления на бюджет у меня тоже много, вы их читали…

Во–вторых, только начинало что–то хорошо получаться — Настя пропадала, не ходила на занятия, не работала дома, и когда объявлялась — мы начинали с уровня “несколько шагов назад”.

В–третьих, надо сказать, что совмещать работу с обучением тяжело (хотя не так сложно, если есть хорошие способности и уже какие–то навыки). Но мое мнение в такой ситуации однозначное — приоритеты должны быть расставлены четко у самого ученика, не должно быть поиска причин и оправданий.

В общем, не хватило самодисциплины и серьезного подхода к подготовке. Твердости довести начатое до конца. В этой истории очень хочу донести до всех: талант, способности — они только помощники в вашем пути. Но терпение, трудолюбие, целеполагание, умение, наконец, взять на себя ответственность за свои успехи — это очень, очень важно. Никогда их не игнорируйте. Работайте над собой. Преодолевайте себя.

В галерее ниже первые два фото — это уровень “до”, дальше — работы девушки, нарисованные на моих занятиях.