Темой клаузуры, как правило, является архитектурное сооружение небольшого масштаба и простого функционального назначения.
При работе над клаузурой следует помнить, что один из критериев оценки — это ваша способность показать собственную архитектурную эрудицию. Отсылки к почерку известных мастеров являются не просто желательными, а крайне рекомендуются, так как оценивать вашу идею будут люди, сведущие в теории и истории архитектуры. Если вы покажете, что говорите с ними на одном языке, вы от этого только выиграете.
Важно понимать, что клаузура — это именно эскизный проект, в котором должны читаться определенные признаки вашей «насмотренности». В чём она выражается?
Современная архитектура (в смысле ХХ век и около двух десятилетий до него) дала ряд решений, ставших своего рода новой «классикой» (акцент на горизонтальных членениях, выделенность отдельных объёмов, акцент на фактуре материала при простоте объема, использование арок, рам, и ферм в открытом виде и т.д.).
Такое определение некорректно в контексте истории и теории, но отражает расхожесть этих решений и их применимость.
Появление таких решений связано с тем, что в ХХ веке активно развивается наука о человеческом восприятии геометрии и пространства. Такие исследования стали своего рода базой для дальнейшего развития архитектуры.
Многие поступающие на магистратуру МАрхИ неверно истолковывают формат работы, и принимаются за проработку одних деталей, не уделяя внимания другим. А тут важнее всего разработать идею, а не детали.
Что же понимать под «идеей»?
Единственно верного ответа не существует. Тем не менее, сформулируем наиболее подходящий: идеей можно считать обобщённое функциональное, конструктивное и объёмное решение, а также некий сюжет, «драматургию» здания.
Критерии оценки клаузуры менее однозначны, однако попробуем определить и их.
В первую очередь, играет роль исходная идея, и во вторую, её подача. Например, бывали случаи, когда с помощью графики вытягивали относительно слабую идею.
Понятие «идеи» в архитектуре можно трактовать по-разному.
Первый способ: простое сочетание объёмов, намек на будущее назначение здания.
Второй: образ, выраженный не обязательно в виде объёма, а скорее некий ход, пропорциональный ли, графический ли, который в дальнейшем определит устройство объекта.
Наброски вашего архитектурного сооружения должны передавать основные его характеристики. В этой ситуации не требуется доскональное простраивание рисунка, это должен быть именно набросок.
Чтобы понять функцию и смысл архитектурного наброска, посмотрите наброски Э. Мендельсона, Ле Корбюзье, В. Кринского, и сравните (по ситуации) с постройкой.
Вы можете заметить, что набросок всегда отображает только ряд характеристик объекта.
В качестве упражнения можно задать себе ряд функциональных тем и последовательно выразить их в виде набросков. Подача самого подрамника может тоже быть эскизной.
Не существует единственно верного пути работы над проектом.
Тем не менее, клаузура предполагает уделение большего внимания одним аспектам отчасти в ущерб другим. Во-первых, клаузура не требует экономического расчёта; во-вторых — расчёта конструкций.
Это не значит, что всё вышеперечисленное можно игнорировать, просто мы решаем их в целом. Любой аспект проекта можно прочесть как архитектурный; даже экономические показатели можно осмыслить как основание для архитектурной идеи — так поступают многие современные бюро.
Один из проверенных способов — проектировать от макета; этот способ, несмотря на то, что он не нов, нередко подвергается критике как «формальный».
Дополнительный материал: как писать эссе для поступления на магистратуру в МАрхИ.
В нашей Школе поработать над клаузурой можно на занятиях «Архитектура и дизайн».