НЕ ХОЧУ – НЕ БУДУ
Знакомая фраза? С ней сталкивался каждый родитель в ситуациях от попытки надеть на чадо верхнюю одежду зимой до внедрения в рутину дополнительных занятий.
На основании 13-летнего опыта нашей Школы разберемся с последним пунктом. Для удобства раздробим его на “подтипы”.
1. Ребенок уже посещает занятия, но в последнее время его на них не затащить.
Прежде, чем бросать занятия или обрезать все реплики нехочухи ультиматумами, проанализируйте обстоятельства.
Достаточно ли ребенок отдыхает, спит, не было ли нервных потрясений недавно? Нет ли у него постоянной сонливости и усталости? Хватает ли витаминок? На этом этапе закрываем естественные потребности растущего организма в перезагрузке.
Далее – прямой доверительный диалог без уговоров и упреков. Желательно не перед самым выходом на занятия, а в спокойной обстановке. Необходимо выявить, почему ребенок не хочет заниматься. Не обесценивайте ответы и не пытайтесь спорить. Продуктивнее будет постараться решить возникшие проблемы, даже если вам они кажутся незначительными.
Узнайте мнение его преподавателя. Расскажите о проблеме, узнайте, может ли он помочь вам её решить. Полюбопытствуйте о том, насколько заинтересованный и активный ваш ребёнок в учебном процессе. Если ребенок всё делает из-под палки, то, возможно, стоит согласиться с его решением и поискать альтернативные активности по интересам.
Увлеченного же в течение занятия, но не охотно собирающегося на урок ребёнка стоит мотивировать и проявить некоторую настойчивость: просите показать, чему «сегодня» научился, больше хвалите за результаты, ставьте реалистичные цели, создайте вместе пример для подражания – “хочу рисовать как Васнецов”.
Возможно, ребёнок просто склонен бросать начатое на полпути. Это качество помешает ему во взрослой жизни. Но с ним можно и нужно работать уже сейчас.
2. Ребенок не хочет учиться чему-то вообще в принципе.
Если на предложение попробовать вместо “нелюбимой” деятельности другое обучение, ребенок отнекивается и тянется только смотреть мультики или играть в видеоигры, нужен иной подход.
Ваша задача в этом случае – его заинтересовать.
– Дети подражают родителям, перенимают их привычки и уклад жизни. Самый легкий способ внедрить желаемое в ребенке – самому этому следовать. Первые занятия вы можете посетить вместе, принять активное участие, привить увлечения. Маленький ксерокс, увидев вашу вовлеченность, заразится ею.
– Выбирайте активности на основе интересов вашего ребенка, а не идеальной картинки в вашем сознании. Тем более постарайтесь не компенсировать свои “неуспехи”, отдавая ребенка в направление, с которым у вас в своё время по любым причинам не срослось. Растить балерину Большого театра или второго Паганини, если танцы и музыка не входят в их увлечения, опасно для детской психики.
Нравится только смотреть мультики? Отлично, почему бы не попробовать рисунок, чтобы в будущем создать свой собственный анимационный фильм? Или в лепке — чтобы его не только снять, но и слепить персонажей?
Самое главное – ребенок саботирует занятия, не потому что с ним что-то не так и он какой-то неправильный. Мир глазами детей – это мир бабочки-однодневки. Они получают эмоции здесь и сейчас, не прогнозируя будущее, в которым им пригодятся те или иные навыки и знания.
Задача родителя – не потакать желаниям ребенка «в моменте», а помогать ему принимать верные решения в жизни.