8-950-045-42-33 пн-сб 11:00-20:00

Взаимосвязь подготовки на архитектурный факультет и учёбы

Взаимосвязь предметов и навыков, необходимых для поступления, с теми, которым вас будут обучать на архитектурном факультете.

Что нужно уметь уже при поступлении для дальнейшей успешной учебы на архфаке? Какие навыки нужны в профессии “архитектор”? И если архитектор — это не рисовальщик голов и чертильщик синек, то как вступительные испытания связаны с дальнейшим обучением профессии? Что вообще ждёт абитуриента в институте?

Чтобы ответить на них, нужно начать с краткого обзора вступительных экзаменов. Я закончила МАРХИ, так что в первую очередь буду рассказывать на примере этого института.

С приходом лета в двери архитектурных вузов ломятся абитуриенты. Начинаются вступительные экзамены, для кого-то в первый, а для кого-то во 2-3й, и даже 4й, раз…

Широко известно, что поступление в хороший архитектурный вуз может быть долгим мероприятием. Обычно люди начинают готовиться к нему за 2 года до поступления, кто осознал свои желания — создаёт себе задел пораньше, ну а некоторые, искренне верящие в чудо или спохватившиеся в последний момент – начинают готовиться за несколько месяцев до экзаменов.

В один из самых сильных архитектурных вузов России – МАРХИ – вступительные испытания не менялись около 60 лет. Так что каждый год тонны бумаги расходуются под портреты Сократов, Антиноев, Цезарей и Афродит. Сотни литров туши тратятся на чертежи (в народе — «синьки») и словосочетание «Экзаменационное черчение». А при объявлении результатов фонтан у входа в Академию наполняется слезами людей, справедливо или не очень пролетевших в этом году. На поступление тратится куча нервов, времени и денег.

Возникает вопрос: «Ради чего?» — «Для того, чтобы стать архитектором», — ответят абитуриенты. При этом, половина из них думает, что идет в институт чтобы продолжать рисовать головы и вычерчивать чертежи. Более того, они уверены, что это и есть часть профессии архитектора. НО ЭТО НЕ ТАК.

Так зачем же тогда для поступления требуются именно эти предметы? Я, общаясь с уже поступившими учениками, которые учатся в разных архитектурных вузах и опираясь на собственный опыт обучения, скажу, что:

Рисунок гипсовой головы нужен для развития чувства пропорций, глазомера, степени владения графикой, понимания взаимосвязи внутренней и внешней конструкции, умения молниеносно выразить свою мысль на бумаге.

Композиция – чувство пропорций предметов, их отношение друг относительно друга, поиск удачных сочетаний геометрических тел друг с другом, понятие тектоники, симметрии, равновесия. Для наглядности – посмотрите постройки «конструктивизма». Думаю, вам кое-что напомнит. Хотя сам стиль остался в прошлом и его место занимают другие, с более плавными, органичными формами и т.д., но суть знаний, необходимых для гармоничного выполнения проекта, от этого не меняется.

Черчение – еще недавно в первую очередь это была графика. Её качество, и то, с какой скоростью она выполняется. В допотопные времена Ещё не так давно все проекты делались вручную, все должно было быть сделано максимально быстро и аккуратно. В наши дни это уже не так актуально, большинство чертежей выполняются на компьютерах.. Поэтому на первый план выходит прокачанное пространственное воображение, умение представить объём с разных ракурсов.

По итогу: поступивший должен обладать хорошей техникой рисунка, великолепной графикой и чувством прекрасного. И делать это со скоростью Суперджета.

Вот почему я постоянно делаю упор на то, что программа вступительных испытаний должна быть пройдена глубоко, полноценно, и лучше с “запасом” (=то есть желательно получить навыки шире, чем требуется на экзаменах: так вы не только будете выглядеть лучше на фоне конкурентов, но и сэкономите себе много времени при обучении).

По этой же причине говорю, что нужно не “натаскиваться” на определенный экзамен, а “учиться рисовать что угодно”, если изучать композицию — то сразу общие принципы, а не под требования одного конкретного вуза. В черчении, рисунке, композиции, натюрмортах — учиться анализировать каждую линию и каждую тенюшку. Как мне периодически пишут, «ещё труднее, чем поступить в МАРХИ — это не вылететь оттуда», в основном — из-за низких первоначальных навыков.

В первый год обучения будущих архитекторов учат самым азам – в основном, оттачивается графика (отмывки, чертежи), изучается масштаб, разные техники и подачи. Студентами выполняются макеты на различные темы (метр, ритм), более похожие на что-то абстрактное, чем на архитектуру. Конкретно в МАРХИ доверяют что-то проектировать только в конце года – и то это пока что автобусная остановка или теневой навес над детской площадкой. В других вузах, например, в Суриковском институте, студенты проектируют на одном предмете и параллельно оттачивают графику на другом.

На второй год студентам дают проектировать уже более крупные объекты – индивидуальные жилые дома, речные пристани, пограничные форпосты, блокированные жилые дома. К одному из проектов сдается конструктивный альбом, выполняемый под руководством конструктора.

Кстати, к архитектору в наше время не предъявляется требований выполнения конструктивных чертежей, так как присутствует разделение труда.

Архитектор – придумывает, зарисовывает, выполняет чертежи (планы, разрезы, фасады), а от конструктора требуется, если говорить простым языком, — “чтобы это не упало и прослужило долгое время”. Однако архитектор должен знать конструкции на хорошем уровне, чтобы разговаривать на одном языке с инженерами, не создавать невозможные проекты, и просто быть в курсе трендов, применяя их для воплощения самых сложных форм сооружений.

Любой проект начинается со стадии изучения конкретной ситуации и эскизирования. Поэтому от абитуриентов и требуется хороший уровень рисунка. Архитектор должен быстро и наглядно выразить свою идею любым подручным средством, будь то кусочек бумаги или огрызок карандаша. Опыт склеивания макетов и выражения своей мысли таким способом как раз накапливается на парах по ОПК (объемно-пространственная композиция) на младших курсов. Вас научат «изъясняться» через складывание листочков, оставшихся от вашего школьного дневника.

После начинается выполнение более подробного макета с точным учетом масштаба. На младших курсах все делается вручную и обычно одним человеком, так как объём работы и простота объекта это позволяют. На старших курсах и в дальнейшем в работе часто применяются современные технологии (например, лазерная резка по дереву), что стоит дороже, но значительно ускоряет процесс работы и уменьшает количество задействованных в процессе лиц.

На старших курсах объём работы и сложность проектов увеличивается. Музеи, подземные стоянки, промышленные здания, целые районы – весь этот список, возможно, покажется достаточно сложным для выполнения, но с наработанными в предыдущие годы обучения навыками, под руководством опытных практикующих архитекторов, становится вполне выполнимым и для студента.

Если вы выбрали Архитектуру, рисунок будет сопровождать вас всю дальнейшую жизнь. Каким бы грамотным специалистом вы ни были, как бы много литературы не читали, без умения выразить свою мысль графически – будет невозможно работать. Один профессор МАРХИ говорил такую фразу: «Если вы умеете придумывать форму только на компьютере, шнур у вас к нему 2 метра, а до розетки – 3, то вы – полный ноль».

В МАРХИ, к слову, рисунок входит в обязательный перечень предметов 3 года, а далее – по выбору. Программа очень насыщенная, с довольно трудными заданиями, например, рисунок улицы, панорама, рисунок архитектурного объекта по представлению с высоты птичьего полета.

Придется потратить немало нервов и применить много изысканных оборотов русского языка для того, чтобы получить хотя бы 61 балл (нижняя грань “четверки”) за рисунок КУБОВ со всевозможных позиций, если такие навыки не сложились окончательно еще во время подготовки. Студентам объясняют, как выбирать правильный ракурс, как рисовать эскизы, как пользоваться материалом (сепией, сангиной, углем, соусом). Вы будете рисовать различные рельефы, натюрморты, натурщиков, одногруппников, рисующих натурщиков, и так далее.

В конце 2 курса студентам предстоит пройти 2-хнедельную практику по рисунку. В идеале — выездную.

Чтобы несколько подытожить про рисунок, нужно отметить, что хотите-не хотите, а рисовать в институте будете каждый день. Не на рисунке – так на проекте, не на нем, так на полях блокнота на какой-нибудь неинтересной вам лекции.

И если при подготовке вы плохо освоили рисунок (например, в 2020-м году поступили нечестно и купили портфолио), то в обучении без первоначальных умений вам, скорее всего, не «выжить».

Ведь помимо прочего, для общего развития и досуга, вуз вас загрузит смежными важными предметами: живописью, начертательной геометрией, математикой, геодезией, историей (отечественной, искусств, архитектуры), философией, экономикой, архитектурной физикой, сопроматом, компьютерными программами и так далее.

Конечно, только-только поступив, вы будете уверять себя, что будете честно ходить на все лекции, учить все предметы и никогда не списывать. Но посмотрим, что вы скажете уже в конце первого семестра. Успеть везде и всё сделать идеально – физически невозможно. Но это и есть одна из «фишек» института – научить своих студентов грамотно распоряжаться своим временем и расставлять приоритеты.

Если вы еще и «догоняете» недостающие навыки уже во время учебы, вы не успеваете ничего, гробите здоровье. Поэтому я обычно предлагаю подумать — а нужно ли поступать «любой ценой» с первого раза, если поздно спохватился и не успел подготовиться, или все-таки имеет смысл с чувством, с толком и с расстановкой пройти эту первую ступень, хоть и на второй год. Чтобы твёрдо залезть на следующую ступеньку, не оставляя за собой хвосты. Чтобы недостаток подготовки не сказался на учёбе, а недостаток в учёбе — не сказался на работе (кстати, именно поэтому меня удивляют вступительные в некоторые архитектурные, среди которых нет черчения… А как потом проект-то выполнять, начерталку и прочие предметы? Ведь мы автоматически получаем студентов, которые изначально поставлены в условия вечно отстающих).

Ну и конечно, уже сейчас, на этапе подготовки, можно учиться планированию, тайм-менеджменту, балансу, владению собой. Недаром написано столько статей, недаром в нашей Школе введен психолог. Подготовка должна быть комплексной, и готовить не только к поступлению, но и к дальнейшему обучению, и к реализации в профессии. Чем раньше и качественней вы научитесь, тем вам же будет легче дальше.

В общем, надеюсь, что смогла раскрыть тему, показав взаимосвязь. То, что вы нарабатываете сейчас при подготовке, обязательно аукнется не только в дальнейшем обучении, но и в работе. В «плюс» или в «минус» аукнется— зависит только от вас.

Дополнительно по теме: зачем это всё нужно — послание от уже поступившей студентки.