8-950-045-42-33 пн-сб 11:00-20:00

Тайм-менеджмент для второгодника

Кому и зачем необходим тайм–менеджмент подготовки?

Хотелось бы, чтобы все были достаточно работоспособны, талантливы, удачливы и обладали запасом времени. Чтобы всех миновала эта беда. Но факт остаётся фактом: значительная часть студентов МАрхИ поступает на бюджет (и даже на коммерцию) со второго или третьего раза.

И в общем, когда вы уже очнулись после первого провала, перед вами открывается простор времени второго года подготовки. После бега с препятствиями вы попадаете в вакуум. Что теперь делать? Времени много, и чем его больше, тем бесполезнее вы его тратите. А бежит оно быстро. И ваша главная задача — правильно это время использовать.

(Кстати, то же самое касается и людей, у кого якобы много времени в запасе — девяти-десятиклассников).

Проблема в том, что у вас больше нет никаких ближайших временных ориентиров: «это домашнее задание нужно сделать к четвергу, а следующий пробник ЕГЭ будет уже через месяц». Чего–то, что заставляло вас шевелиться, торопиться, предпринимать некие действия уже в данный момент. Эти ориентиры создавала для вас в основном школа. Теперь ваш единственный дедлайн — призрачные далёкие вступительные экзамены в июле следующего года.

Так вот давайте разобъём эту большую и очень отстранённую цель на несколько маленьких, и распределим их во времени между собой. Нам просто теперь нужно самим создать себе этот график, который раньше за нас создавала школа. И следовать ему. Вы вступите на благодарную почву планирования, с помощью которого продуктивность значительно улучшается.

Как научиться расставлять цели во времени?

Расставьте цели во времени: «к концу декабря я должен делать в синьках не больше двух ошибок, к концу января рисовать голову за 7 часов, в марте уже успевать построение композиции за 4 часа».

Для этого мне нужно: посоветоваться с преподавателем, получить рекомендации, составить график выполнения работ (определенное количество голов, композиций и синек в неделю) и сегодня (уже сегодня!) приступить к выполнению этого плана. Понимаете? Есть большая и прекрасная далёкая цель, которая состоит из целей чуть поменьше, пореальней и поближе во временном промежутке. Перед консультацией не забудьте уточнить плановые вузы поступления. Очень часто планка, при появлении «дополнительного» года, повышается.

То, что я сейчас описываю — это базовое правило мотивации: чем дальше находится цель, тем меньше желания делать что–либо для её осуществления в данный момент. Для того, чтобы с этим справиться, существуют всевозможные графики и расписания. Все системы контроля построены на этом. Нужно самому создать себе график. Неплохо бы было туда запланировать и дела вне вступительной программы — работы, основанные на тех же знаниях, но уровнем сложнее (например, с первого курса); прокачку каких–то навыков, необходимых при обучении в институте (например, освоить пару компьютерных программ); расширение кругозора (хотя бы узнать больше о профессии, которая, кстати, далеко не ограничена черчением и рисунком. Точнее даже к ней это мало относится и её не характеризует); поучаствуйте в олимпиадах и в творческих конкурсах. Да, всё это не относится напрямую к подготовке, но всё это сильно влияет на неё, повышает качество, позволяет получить дополнительную мотивацию и, как следствие, сосредоточиться. Даже если вы не будете успевать всё, что хотите — вы уже будете успевать намного больше, чем большинство ваших конкурентов. И отмечайте свои достижения.

Святой Грааль — прокрастинация

После слов «мотивация» и «планирование» нельзя не упомянуть святой Грааль — прокрастинацию. Это то, чем в результате и занят абитуриент второго года «в вакууме», если не сможет самоорганизоваться. Для этого есть несколько очень простых приёмов. Уже было сказано о планировании по этапам долгосрочной цели. Всё на самом деле ещё проще: пишите себе план на каждый день, даже если вы не справитесь с ним сполна, ваша продуктивность всё равно повысится. Ведь основные важные тезисы будут выполнены сегодня или в ближайшее время.

На самом деле, всё, что нужно делать полезного за неделю по подготовке в МАрхИ (а это наиболее сложная программа вступительных творческих испытаний, в остальных архитектурных вузах всё проще), укладывается в 26–28 астрономических часов. Это чуть более суток. И даже за вычетом сна, еды и прогулок на свежем воздухе, получается огромный багаж свободного времени.

Когда действие растягивается

Есть две важные привычки не растягивать действие, которое нужно выполнить.

Во–первых, если вам надо что–то сделать, а вы этого делать не хотите, садитесь за работу немедленно. Это должен быть рефлекс, чуть ли не насильственное (волевое) действие. Нужно только начать, а когда вы втянулись, время пролетает незаметно. Ведь в основном вам нравится то, что вы делаете (иначе зачем этим заниматься?).

Во–вторых, выключайте все средства связи, выходите из соцсетей и почты, убирайте телефон под шкаф или кровать, не включайте никаких сериалов и фильмов. Не включайте музыку (за исключением хорошо знакомой или классической фоновой). Всё это вредит вам, всё вас отвлекает и не даёт сосредоточиться. Таким образом, эффективность работы повышается, а времени тратится заметно меньше.

И всё же, надо соблюдать некий баланс разумности. Брать задачи только чуть выше пределов возможного для себя. Чтобы была цель охватить как можно больше, но при этом не ввести себя в психоз по поводу того, что «я ничего не успеваю». Потому что часто начинаешь чувствовать себя загнанным в клетку. Но главное, чем можно оправдать эту чувство — вашей мыслью в августе, когда вы поступили или не поступили, но с гордостью можете сказать себе и другим «Я сделал всё, что зависело от меня».

Литература по теме:
1. Вадим Зеланд книги из серии «Трансёрфинг реальности».
2. Нейл Фьоре «Легкий способ перестать откладывать дела на потом».
3. Брайан Трейси «Съешьте лягушку! 21 способ научиться успевать».

4. Рубрика «Мотивация» на данном сайте.

P.S.: и помните, чтение литературы и просмотр роликов о прокрастинации является прокрастинацией, если не внедрять новые здоровые привычки в жизнь!

Еще на тему: как второгоднику организовать эффективную подготовку.