С одной стороны, личное мнение всегда субъективно. С другой — конкретно это мнение получилось достаточно полным, потому что в опросе поучаствовали пара десятков человек.
Однажды я попросила своих учеников, кто занимался у меня и так и так, расписать плюсы и минусы двух форматов обучения (онлайн и оффлайн) лично для них. Как двух альтернатив, из которых они выбирали. И вот сегодня выставляю один из этих ответов полностью.
Онлайн-формат.
Достоинства:
- можно усвоить и узнать намного больше теории за то же самое время;
- можно самому составить график выполнения работ и делать всё в комфортном темпе;
- очень хороший вариант для учеников из других городов или стран, не нужно переживать по поводу поездки, проживания, питания, безопасности и передвижений ребёнка и т.п.;
- кому-то психологически комфортнее усваивать информацию у себя дома в окружении близких людей;
- можно гораздо больше времени проводить за рисунком, нежели на очных занятиях;
- можно делать перерывы на растяжку, упражнения для спины в комфортных условиях (в студии вряд ли получится делать упражнения на полу). //Примечание от Александры: ограниченно, но можно//;
- ты под контролем преподавателя, но самостоятельно исправляешь ошибки на своих работах, то есть рука «запоминает», как нужно делать правильно;
- продуктивнее идёт работа.
Недостатки:
- над учеников в буквальном смысле «не стоят» и не заставляют работать, то есть, можно сказать, полная свобода //Примечание от Александры: не полная, ведь рекомендации и обязательства всё равно прописываются в индивидуальных программах//;
- кому-то может быть трудно запоминать информацию, когда им не показывают вживую, как правильно;
- для кого-то будет очень сложно воспринять такой большой объём теории по рисунку, а потом использовать всю информацию при практике. То есть всё индивидуально. //Примечание от Александры: Оно естественно, укладывается со временем, и прорабатывать материал надо будет не один раз. Как и на очных занятиях, только тут второй раз за занятие не платите//.
Оффлайн-формат.
Достоинства:
- личное общение как с преподавателем, так и с другими учениками, возможно узнать какие-то лайфхаки, например про то, как сделать работу лучше или быстрее без потери качества;
- кому-то проще работать в группе, ученики видят как работают другие, у них появляется мотивация;
- можно наблюдать за преподавателем, за его «привычками» во время работы, которые могут в дальнейшем помочь ученику (к примеру, определённым образом выстраивать голову и сверять уже поставленные точки и размеры с натурой);
- по сути, происходит психологическая тренировка, примерная атмосфера как на экзамене, что уже может облегчить работу ученика непосредственно на вступительном экзамене. Если выбирать 6тичасовые занятия, то, в общем-то, и длятся они как экзамен;
- у меня на оффлайн-занятиях появлялось очень сильно желание рисовать, творить, достигать своих целей в рисовании из-за атмосферы таких занятий, это ускоряет процесс рисования.
Недостатки:
- конечно, объём информации за 1 занятие оффлайн гораздо меньший, чем за 1 онлайн-занятие;
- есть люди с очень заниженной самооценкой, у них могут появляться мысли вроде: «Она рисует гораздо лучше меня, у меня всё равно ничего не получится, я хуже всех, я никогда не добьюсь своих целей»… Хоть постоянно проговаривается, что стоит сравнивать свои результаты только со своими и себя с собой, но всё равно подсознательная конкуренция присутствует. Это может снизить работоспособность, а то и вовсе уничтожить всю мотивацию и желание достигать своих целей;
- не всем нравится работать в группе;
- зависит, конечно, от студии, но вряд ли получится размяться и сделать хотя бы 1 упражнение для спины и шеи, а они очень важны;
- для кого-то может быть тяжело безостановочно работать несколько часов подряд без отдыха.
***
Минусы, кстати, мы оперативно пытаемся устранять. Именно понимание такой раскладки дало нам возможность существенно улучшить как сами курсы, так и результаты от них. После начала работы с таким анализом, произошёл огромный скачок в поднятии планки сервиса по всем предметам. Поднялась и средняя оценка учеников, и скорость обучения. Хотя, как всегда, результат зависит, в основном, от 2 слагаемых: системы и работоспособности ученика.
А вот тут — моё мнение, на что надо ориентироваться, выбирая между альтернативами.
Желаю всем максимально легкой подготовки!