8-950-045-42-33 пн-сб 11:00-20:00

Профессия архитектор. Кем можно стать, окончив архитектурный?

На кого похож архитектор?

Итак, посмотрим правде в глаза — 99% абитуриентов архитектурных вузов обычно не имеют даже малейшего представления о своей будущей профессии. Им (а зачастую даже больше их родителям) в мечтах представляется красивая картинка из интернета с улыбающимся человеком в костюме и белой каске, внимательно изучающим чертеж и отдающим приказы строителям. И конечно же с баснословной зарплатой за работу без усилий.

Процесс, который мы можем наблюдать на картинке — это авторский надзор, который является лишь небольшой частью профессии. Не всегда обязательной, но без него можно на выходе не узнать свое детище.

В реальной жизни исключим улыбку (сроки горят, опять рабочие всё сделали неверно, надо искать ответственного, ругаться, исправлять). Уберем красивый чистый костюм (ну стройка же, все в пыли, какой костюм вообще!). Добавим невероятное количество подготовительной, черновой, зачастую неоплачиваемой и невидимой работы — и окажемся чуть ближе к правде.

Немного проникнуться действительностью архитектора помогут статьи или разговоры со знакомыми архитекторами — так сказать, «взгляд изнутри».

Этим циклом статей я хочу помочь вам немного разобраться в частых заблуждениях и заполнить основные пробелы, а также помочь определиться со своим выбором, — рассказать о самой профессии архитектора; о российских вузах, в которых можно получить профильное образование; о взаимосвязи полученных в процессе подготовки и обучения навыков и работы по профессии; о современных требованиях при приеме на работу.

И начнем мы с того, что разберемся, кто вообще такой архитектор. Чем он занимается? Каковы плюсы и издержки этой профессии? Сколько нужно учиться и работать, чтобы состояться как грамотный специалист? И т.д.

Обучение архитектуре

Иногда в практике я встречаюсь с ситуациями, когда человек, посетив всего пару занятий по рисунку, говорит что–то вроде «я бросаю занятия, т.к. подумал и решил, что архитектура — это не моё». И тут я негодую: мало того, что вы даже не начали пробовать рисовать, но еще и думаете, что рисование гипсовых голов и есть ваша будущая профессия.

На самом деле, большинство абитуриентов архитектурных вузов даже не представляют, чем будут заниматься после выпуска. Более того, если на занятии спросить «а назовите–ка мне пять любых архитекторов и на каждого по несколько их знаковых проектов» — чаще всего полного ответа не дождешься ни от кого.

Тест на правдивость этого утверждения: если вы готовитесь поступать в ближайшем будущем, проверьте себя (только без гугла!).

А ведь как можно что–то узнать про профессию, не зная о вещах, которые ее определяют? И как можно поддерживать на высоком уровне мотивацию готовиться и учиться, в процессе выполняя вроде как бессмысленные задания, если не видите конечную цель, ради которой вы всё это делаете? Не видя связи полученных в процессе подготовки навыков с дальнейшим обучением, и связь изучаемых в институте предметов с профессией?

Для многих архитекторы — это «делатели домиков». И сюрпризом оказывается то, что в широком смысле они создают среду обитания. Это не только жилые, промышленные и общественные здания. Также это парки и сады, целые новые районы и даже города, инфраструктура и ее составляющие — дороги, мосты, метрополитен и многое другое. В этой сфере всегда можно найти интересное и перспективное направление для своего развития.

Также распространено заблуждение, что архитектор — исключительно творческая профессия, что он только должен придумать красивое и оригинальное здание. Но это не так. Архитектор обязан разбираться и в инженерной, и в конструкторской части. Иначе это просто художник. Он должен продумать, как сделать так, чтобы здание было комфортно для пребывания в нем и при этом безопасно. Архитектор должен понимать потребности людей, которые будут использовать сооружение, анализировать местность, на которой будет располагаться здание, продумать движение транспорта и урегулировать потоки. Для качественного выполнения работы требуется множество практических навыков и умений.

Но не надо пугаться, если вы не родились в архитектурной семье, и «перспектива» или «аксонометрия» не были вашими первыми словами. Весь процесс подготовки к поступлению и обучению в институте построен с постепенным усложнением, и если вы — первопроходец в своей семье и решили «с нуля» основать новую династию архитекторов, то при должном усердии даже без наличия особого таланта все получится (а вот с талантом без усердия — нет).

Последовательность действий

В идеале до окончания 11–го класса у вас должен быть запас времени в 2–3 года. Тогда можно спокойно успеть больше узнать о профессии — почитать книги, сходить на профильные лекции, занятия и выставки, поучаствовать в олимпиадах. Определиться с выбором будущего места обучения. Найти хороших репетиторов. Изучить на высоком уровне все необходимые для поступления предметы, не сваливая все в кучу в 11–м классе.

Давайте с самого начала: выбираем хороший вуз с сильными педагогами и начинаем готовиться туда. В случае чего «куда возьмут» получится само собой. А вот целиться надо туда, где программа сильнее — это будет залогом востребованности вас как специалиста в будущем. После усиленной подготовки (чаще всего по предметам «композиция», «рисунок», «черчение») абитуриент поступает в архитектурный вуз своей мечты. После не усиленной — поступает куда взяли.

На младших курсах института студентов начинают знакомить с некоторыми стадиями проектирования: эскизированием (поиск формы будущего строения), анализом географического расположения объекта и тому, как оно влияет на будущую постройку, выполнением большого количества разноплановых макетов (градостроительные, отдельное здание) и базовых наборов чертежей (иногда с выполнением альбома конструкций или инженерного оборудования), работой в компьютерных программах.

Уже во время получения высшего образования студенты могут стажироваться в архитектурных бюро, если у них есть портфолио и достаточные навыки для выполнения определенных проектных задач. Естественно, «от и до» им проект никто не доверит. Слишком уж мало опыта, а упавшие здания никому не нужны.

Процесс проектирования — всегда работа в команде. Общение происходит не только с заказчиками и коллегами–архитекторами, а также с конструкторами, инженерами, строителями. Часто в институтах пренебрегают тем, что архитектор никогда не работает «в одиночку», а студент, выполняя проект, находится «в вакууме». Позже, попав в бюро, он обнаруживает, что работа построена совсем не так, как ожидалось. Зачастую приходится идти на компромиссы, и, после согласования на всех уровнях, в реализованном проекте не распознать первоначальный замысел.

К этому надо быть готовым, т.к. здесь терпят крах надежд многие интроверты и перфекционисты.

Также иногда при обучении «забывают» тот факт, что проект — это не только техническое задание. Важен тщательный всесторонний анализ. Перед строительством всегда проводятся специальные исследования: для кого строится объект, какую функцию будет в себе содержать, изучается существующая застройка и инфраструктура. Всё это — часть процесса проектирования здания. Не везде грамотно будет поставить объект «а–ля Заха Хадид» — ведь он может разрушить всю сложившуюся за многие годы среду и оставить только негативные эмоции у тех, кто будет его созерцать. А также серьезно подпортить карму господину Архитектору.

Например, при создании проектной документации промышленного здания архитектору необходимо вначале изучить и продумать технологию производства, расположить оборудование в соответствии с производственным циклом, продумать оптимальный вариант для загрузки и выгрузки продукции, и на основе этих данных разработать проект. Технология постройки здания выбирается в соответствии с принятой архитектурной концепцией здания, условий местного рынка строительных материалов, требованиями строительных, санитарных, пожарных требований. Как видите, нужно учесть множество нюансов и помимо состава помещений.

Основной функционал архитектора

В институте вы проведете 5–7 лет. Чем же вы будете заниматься после выпуска, если пойдете работать по специальности?

Основная часть работы архитектора — проектирование.

Сам процесс проектирования можно разделить на несколько стадий:

  • Стадия эскиза. Выполняется множество эскизов вариантов планировки здания и его формы в зависимости от требуемого состава помещений. После согласования эскиза с заказчиком, архитекторами выполняется макет, в специальных компьютерных программах создается визуализация экстерьера и интерьера помещений.
  • Стадия выполнения проектной документации. На ней разрабатываются все необходимые для разрешения и осуществления проекта документы, которые проходят проверку на соответствие стандартам и ГОСТам.
  • Создание рабочей документации. На данном этапе разрабатывается документация, которая передается строителям. Отличие рабочей документации от проектной — степень проработки узлов и деталей.

Как видите, архитектору просто необходимо иметь самый широкий кругозор, пользоваться огромным количеством навыков и помимо черчения–рисования. Пригодится способность к формализаторской деятельности, анализу, созерцанию, знание психологии и даже ораторское искусство. Это вам не карандашиком размахивать.

Нужно понимать, что в такой профессии ваша ценность повышается с опытом, а не благодаря теоретическим знаниям. Так что придется какое–то время браться за любую работу, работать на свою репутацию, зарабатывать имя, а уже после — достойно зарабатывать деньги.

Немного про издержки профессии. Архитектор — это не профессия, а образ жизни. Вы будете работать всё своё время, всю свою жизнь, без расписания и нормированного графика. Нормально, если вам приснится новая форма здания или просчёт, который вы допустили в проекте (или не допустили), а во время купания в ванне «вдруг» решится задача, над которой вы бились последние недели — и вам тут же придется идти все зарисовывать.

Архитектор контролирует и выполняет огромный объем работы, в том числе умозрительной. И он не регулируется восьмичасовым рабочим днем. Выходя из бюро, архитектор не забывает о своих проектах — что–то приходится доделывать дома, что–то продумывать по дороге на работу, в спортклубе или за рулём.

Архитекторы учатся и самосовершенствуются всю свою жизнь. Архитектура не стоит на месте, Каждый день в мире происходят изменения, открываются новые строительные материалы, появляются новые тенденции, издаются новые стандарты, какие–то элементы входят в моду, какие–то выходят. Чтобы быть востребованным, нужно постоянно быть «в тренде». Хороший специалист никогда не пренебрегает случаем перенять опыт другого, сходить на дополнительную лекцию, выставку или фестиваль.

В качестве компенсации за все мучения вы получите некоторые плюсы: возможность влиять на историю, напрямую участвовать в улучшении условий жизни, выражать свои мысли в проектах, иметь возможность работать во многих сферах деятельности. Да и упоминание о том, что вы — архитектор, в любой компании вызовет явно больший ажиотаж, чем если вы будете хвастаться тем, что вы — менеджер по продажам (хотя, конечно, одинаково важны все).

Если несмотря на все вышесказанное вам до сих пор интересна эта профессия — читайте о том, где можно получить хорошее архитектурное образование.

Если хотите понять на практике, подходит ли профессия вам — приглашаю прийти на наш предпрофильный курс или на несколько занятий на курс «Архитектура и дизайн» — по основам проектной деятельности.

О других детских курсах, которые подойдут ученикам 6-16 лет в профориентации можно узнать в нашей группе ВКонтакте.