Научиться рисовать может каждый. Почему я пренебрегаю общими правилами рисунка?
Мне иногда прилетает один очень интересный вопрос: почему на общих фотографиях с занятий мои ученики прорабатывают форму тоном неравномерно? Вопрос, на самом деле, принципиальный. Поэтому мне бы хотелось ответить на него развернуто.
К чему приводит академически «правильная» работа по Рисунку?
Все мы знаем, что академически «правильно» работу необходимо вести постадийно, чтобы в любой момент она была выполнена как бы на одинаковом уровне готовности: накидать, произвести необходимые построения, прорисовать детали, отделить свет от тени в массе, завернуть форму с помощью полутона, грубо уточнить составляющие тени, благодаря которым начинает читаться объем, и только потом копаться в нюансах.
При таком подходе, даже если не на экзамене не хватает времени на идеальную «финишную» проработку, можно сдать работу – и она будет выглядеть завершённой. Что не получится, если мы по очереди прорабатываем каждую деталь до идеала. На экзамене при таком подходе и вовсе можно потерпеть серьезную неудачу, не успев равномерно проработать все детали.
И тут у моих читателей возникает законный вопрос – зачем Александра заведомо учит людей «плохому»?
Сейчас объясню: чаще всего при подготовке к архитектурному институту (особенно если речь идет о МАрхИ) преподаватели ставят условие, что абитуриент должен ходить на занятия 1-2 раза в неделю в течение 1-2х лет. Или исключают человека из группы.
В итоге ребята посещают в районе 100-140 очных занятий (и более, зависит от выбора тактики подготовки, преподавателя, времени, способностей ребёнка). При таком количестве практики можно позволить себе работать на занятии «правильно» — ведь на это появляется время. Можно начинать с простых постановок, «растягивать» каждую работу на 3-4 занятия, отрабатывать каждый этап до идеала – и только потом переходить к изучению следующего.
Но дело в том, что в основном я работаю из совсем нестандартных условий — экстренно, дистанционно, в условиях ограниченного бюджета, с иногородними. И обычный подход к занятиям здесь не даст результата.
Например, я работаю с иногородними абитуриентами; готовлю в сжатые сроки (за год и менее); работаю с людьми, которые не могут посещать занятия регулярно. И при этом мне надо из любой ситуации подготовить своих ребят так, чтобы они могли достойно конкурировать на экзамене со своими соперниками (занимающимися 100+ занятий), и в итоге поступили.
Средний показатель по рисунку у меня снижен до 30-40 очных занятий от начала совместной работы до поступления (а рекордный минимум от начала работы до поступления на бюджет в МАрхИ – 10 занятий, смотрите мою публикацию с задокументированными уликами «На бюджет мархи за 10 недель». А с 2019 года — рекорд побит: 8 занятий (но и там и там сложились звёзды). Были случаи, 5 занятий после онлайн-курса, 13 занятий с нуля без онлайн-курса. Не все ещё успела рассказать.
Что необходимо делать абитуриентам для достойной конкуренции на экзамене?
К тому же, на занятиях я предпочитаю двигаться накатом (подробнее я писала о преимуществах такого метода в посте с описанием работы на экспресс-курсах = интенсивах). Это значит, что в новый день мы выполняем новое задание, закрепляя и адаптируя под новые задачи навыки, полученные в предыдущие дни. Это позволяет лучше понять их и запомнить основную последовательность ведения работы.
Если же после завершения построений мы начнем отделять, как положено по протоколу, тень от света – то абитуриент, только севший за мольберт, будет делать это всю оставшуюся часть занятия и не успеет перейти к следующей стадии.
В более выгодных условиях оказываются ребята, которые остаются с проживанием. Потому что после занятий, вместо траты времени и сил на дорогу, они успевают отработать полученные знания.
Но и здесь, если бы мы вели работу поэтапно, мы бы столкнулись с проблемой. Тратя совсем не лишнее время на то, что человек уже умеет делать, мы бы не успели добраться до более глубокой проработки. А на следующий день нужно переходить уже к следующему заданию. И, т.к. скоростные навыки за 3-4 дня улучшить никак не получится, то заканчиваем мы той же стадией. В итоге, приехав домой, ученик уже не прыгнет выше «потолка».
Так же бессмысленно на первых порах, за эти несколько дней растягивать каждую работу на 2-3 занятия и доводить ее до «идеала», т.к. дойдя до конца, учащийся уже не вспомнит, с чего вообще надо начинать рисовать.
Не бойтесь заниматься «не по правилам».
Поэтому я не боюсь заниматься очно «не по правилам». Дело в том, что объяснение тона, на самом деле, занимает несколько минут: все знания, которые необходимо применить, укладываются буквально в пару предложений (по нему даже есть отдельный небольшой урок). Если их проигнорировать, то картинка разваливается: ведь становится непонятно, как плоскости расположены друг относительно друга в пространстве – а это главное условие для передачи объема в 2D. Но если эти правила осознать и научиться использовать, то с тоном проблем не возникает.
Хотя, как обычно, на деле все не так просто. И чтобы научиться применять эти знания, нужна практика. Но т.к. у тона есть общие правила, то досконально разобравшись с какими-то деталями (например с глазами или носом), человек уже легче справится с другими задачами (лицо, волосы). Поэтому мы ведем работу не законченными этапами – а «по кускам» отрабатываем полученные знания до максимального уровня.
Благодаря этому я могу быть уверена в том, что после своего отбытия, во время самостоятельной практики, ученик будет знать, к чему стремиться. Ну а параллельно даю напутствие, как правильно вести работу в домашних условиях, когда никто не подгоняет.
В конечном счёте мы приходим к тому же результату, но намного быстрее. И работы моих учеников и их истории многократно подтверждают жизнеспособность такой системы.