Разбор ошибок абитуриентов по подготовке, а также рекомендации по их устранению.
Человек (давайте назовем нашу героиню «А.») пришел в начале 11-го класса, в 2017-м году — когда понял, что на вечерних курсах при институте ему дают очень мало.
Ещё много времени занимала дорога. А. ездила на курсы из одного Подмосковного города на выходных.
Девушка приехала ко мне на пару занятий в ноябре и в январе с проживанием (напомню: это было до пандемии, тогда оно еще было, теперь уже нет). Но с курсов она не ушла. В семье решили, что «ну это же официальные курсы, надо доходить»…
Естественно, совмещение двух видов занятий происходило не так эффективно, так как А. разрывалась между ними. В итоге она взяла ещё несколько очных занятий в марте. В общей сложности вышло меньше десятка занятий по рисунку за тот год. А по черчению и композиции мы не занимались с ней вообще.
Как и было ожидаемо, в тот год А. не поступила никуда.
Если времени до поступления остаётся мало, то все усилия должны быть максимально эффективными, насколько это возможно в каждом конкретном случае!
Занятия на курсах всегда существенно проигрывают временную и «скоростную» конкуренцию занятиям с преподавателем. Но иногда люди выбирают дорогу посложнее.
Решено было готовиться к бюджету МАРХИ на второй год.
Целый год на фоне отсутствия школы — чисто на занятия. Что могло пойти не так?
На очные по рисунку А. приехала на ноябрьские интенсивы дня на 3. По черчению выбрала готовиться очно у преподавателя в Москве (не с нами).
В ноябре 2018-го девушка взяла мой старый курс по композиции без какой-либо обратной связи.
//Вставка от Школы: тогда так можно было, чтобы сначала отследить – сможет ли человек подготовиться самостоятельно. Эксперимент оказался провальным: даже те, кто мог бы обойтись без связи, шли раз в 8 медленнее, чем с нею.//
Во втором полугодии я предупредила «ученицу» (если можно так назвать человека, который на самом деле не занимается), что занятий у нее крайне мало, а огромные перерывы не помогают подготовиться.
В апреле А. написала, что больше не сможет готовиться, т.к. по финансам у семьи тянуть подготовку не получается.
Человеку, который готовится второй год после окончания школы, я всегда порекомендую структурировать свое время. Например, в таких случаях, как этот, — взять подработку, чтобы помогать родителям решать финансовый вопрос.
Да, у всех нас разная скорость работы, и то, что один человек может сделать за час, другой сделает за 10. Тем не менее, бесполезно готовиться к вступительным без занятий! Тогда можно и не начинать вообще. Ведь 3 занятия в год для того уровня, который нам нужно набрать для поступления в МАРХИ – это, по сути, выкинутые деньги. И время.
Для заявленной цели — МАРХИ — нужны регулярные полноценные занятия в течение существенного времени!!! Одного «желания» — мало. Бесконтрольная подготовка – это занятия вхолостую и колоссальный слив времени, своего и преподавательского — ведь последний вкладывает в каждого, кто к нему обращается, своё время, знания, энергию.
В условиях ограниченных финансов тем более важно грамотное планирование занятий! Как пример — можете почитать вот такую историю ребенка, который тоже не мог позволить себе полноценную подготовку, но грамотно рассчитал каждый рубль, и взял свой бюджет МАРХИ с первого раза!
Так что садимся и СЧИТАЕМ!
Самое очевидное. Очные занятия по черчению — это крайне расходно и по времени и по финансам. По сравнению с дистанционными, требуется намного большее количество очных, да ещё плюс дорога. Можно было бы эту статью сократить, и больше взять занятий по рисунку.
В итоге поступление опять не сложилось так, как хотелось бы семье А.
Хотя даже на том, что получилось — удалось пройти на бюджет в ГУЗ, и на платку в МАРХИ. Бюджет ГУЗа не устроил…
Ученицей было принято решение готовиться ещё год, «но в этот раз уже как следует».
Я очень обстоятельно поговорила с А. насчет мотивации, насчет того – а действительно ли ей хочется того, про что она говорит? А может быть не случайны все эти «преграды» на пути?
После этого разговора человек появился лишь в декабре 19-го. Поинтересовался занятиями, я её попросила позвонить (с таким подходом нужно было поговорить откровенно и по-серьёзному, ведь уже прошла половина третьего (!) учебного года подготовки), но девушка пропала и не появлялась…
Как впоследствии оказалось – начался острый период аллергии. И как следствие — затянувшееся лечение… Верите или нет, но по психосоматике аллергия — это непринятие чего-то в своей жизни. То, что виделось в действиях, отображалось и на теле.
Что интересно, в феврале написала мама… Без подключения родителей в таком случае уже просто никак.
В марте, за 3 месяца до экзаменов, они со скидкой пришли на обновленный курс по композиции… А. изучала её как с нуля, долго сидела над конспектами, хоть делала всё очень аккуратно.
Как только начала заниматься — тут же случился локдаун, нас заперли по домам, контактировать нельзя, за проведение занятий — огромные штрафы. На очные по рисунку уже не доедешь. Поэтому по рисунку мы подключали первый онлайн-интенсив, что шёл 4 дня 1-4 июня 2020-го года. А очные «случились» только летом уже прям перед самой сдачей портфолио.
Черчением А. занималась самостоятельно, надеясь на свой уровень предыдущего года (сдала его тогда на 70 баллов).
Но экзамен в 2020-м был неимоверной сложности (когда из конкурса фактически исключили 2 экзамена, сделав оценки в формате зачет/незачет, то сложность третьего просто взлетела). В итоге девушка сдала сложный 2020-й близко к проходному, а рисунком в 2020-м году конкурс было, сами понимаете, не вытянуть.
Как итог – за целых 3 года «подготовки» (нет, это не подготовка!), 2 из которых были свободными от школы:
- с огромными перерывами вышло меньше 20-ти занятий. Если бы девушка это время ходила стабильно, она была бы вне конкуренции, получила бы самый высокий уровень.
- По композиции – 3 последних до экзамена месяца занятий.
Итог всех усилий – поступление на коммерцию в МАРХИ.
А ведь можно было ВСЁ сделать по-другому. Можно было пересмотреть схему подготовки, вложиться в неё, а не в коммерцию.
Иногда в таких случаях я серьезно задумываюсь, насколько наша психология, наши страхи, убеждения мешают нам мыслить шире. Насколько мы привязываемся к ярлыкам («надо готовиться на официальных курсах», «очные занятия по черчению – единственный способ подготовиться»), и как застреваем из-за них в подвешенном состоянии, не делая в итоге ничего…
Из-за таких историй с 2020-го года в нашей Школе постоянно проходят вебинары с психологом. Но это – наш первый шаг на пути. Конечно, без приложенных усилий с «другой» стороны (стороны ученика), без проработки своих тараканов, – будет получаться «как-то вот так».
Рассказом данной истории призываю всех отслеживать свои актуальные действия, оценивать их на предмет целесообразности и приоритетности, соответствия заявленным целям. Анализировать текущие проблемы, разбивать их на маленькие шаги и предпринимать хоть что-то на пути их решения.
Работы А. для портфолио (напомню, 20 занятий с глубочайшими перерывами):