8-950-045-42-33 пн-сб 11:00-20:00

История школы рисунка Александры Асейкиной

Всем привет, меня зовут Александра Асейкина. По образованию я архитектор, а по призванию — преподаватель. Вот уже 12 лет я готовлю абитуриентов архитектурных и художественных вузов страны к поступлению по творческим дисциплинам (рисунок, черчение, композиция). Начинала как частный репетитор, а последние 6 лет руковожу собственной школой рисунка и черчения. 

Сегодня поделюсь своим опытом: как я к этому пришла, с какими сложностями столкнулась.

Благодаря нам уже около тысячи человек поступили в вузы мечты. 3/4 из них, кстати, из регионов и даже других стран

От репетиторства — к собственной методике

Когда я готовилась к поступлению в институт, то потратила немало времени и сил (сменила несколько преподавателей и схем обучения), прежде чем смогла найти «своих» учителей. Уже тогда я задумалась о том, насколько «закрыта« и «непрозрачна« система подготовки к поступлению в архитектурные вузы.

В вузе училась я хорошо, ко мне часто обращались одногруппники за советами по начертательной геометрии или рисунку. «За шоколадку» или очень символичные деньги. По сарафанке стали приходить клиенты «со стороны». Я консультировала, помогала с выполнением работ, подготовкой к экзаменам и зачетам.

Первых учеников именно на подготовку к экзаменам я взяла в 2011 году. Занятия наши проходили исключительно очно. Учила преимущественно так, как учили меня. К концу выпуска из института вся эта история переросла уже в полноценное репетиторство.

Кроме сарафанки, источником привлечения аудитории была моя активность в группах Vk, посвященных академическому рисунку или поступлению в МАрхИ. В те времена (более 10 лет назад) именно на этой площадке “обитали” подростки. Там я отвечала на вопросы насчёт работ, ошибок, экзаменов, процесса подготовки и поступления. И в личку получала много печальных историй.

Многие из них подтверждали мой собственный опыт и опыт знакомых студентов: люди готовятся по 3-4 года и не могут поступить в выбранный вуз!

И я решила сфокусироваться на том, чтобы разработать свою методику подготовки, которая позволит ребятам готовиться не только быстрее, но и глубоко понимать сами предметы.

Попытки оптимизировать процесс

Весь путь я проходила параллельно с рождением и воспитанием троих детей, что требовало огромного количества ресурса и времени. Все шло не так быстро, как хотелось бы.

В 2012-13 годах у меня появились дистанционные ученики. Занимались с ними по скайпу. В какой-то момент, чтобы как-то оптимизировать трудозатраты, я начала записывать объяснения теории. Проводила их для одного ученика, и посылала эти записи другим. Т.е. перестала повторять всю теорию от начала до конца каждому индивидуально. Персональной осталась работа над домашками.

Наглядные дистанционные объяснения

В моих “обязанностях”, помимо непосредственно занятий, было: написание постов, статей, создание сайта, консультации учеников/интересующихся и их родителей, создание курсов, наборы учеников на них, фотографирование работ, обработка результатов, психологическая поддержка, бухучет (тогда все делалось вручную).

Общий объем работы, при довольно низкой стоимости оплаты за занятия, рос. Я толком почти ничего не успевала и упускала важные моменты. Например, ученик мог несколько месяцев не платить за занятия и при этом заниматься. Или через 2 недели старт очного интенсива по рисунку, а я об этом никому еще не рассказывала. Я так перегрузилась работой, что пришла к выводу взять себе помощников, которые могли бы тоже проводить занятия.

Примерно через год, уже работая с небольшой командой, я пригласила к сотрудничеству свою сестру. Ей “на аутсорс” были переданы соцсети, консультации, сайт и наборы учеников.

Мы с сестрой Анастасией (сейчас — административный директор в проекте)

Чуть позже мы еще расширили команду. Появились другие административные должности, в том числе бухгалтер и юрист. Заказали новый сайт и автоматизировали прием платежей, выставление документов, собрали очень много полезного материала в одном месте. До меня в нашей сфере такого не было ни у кого.

С ростом Школы рисования Александы Асейкиной появились руководители направлений (рисунок, черчение, композиция) и учебный директор. Она взяла на себя обязанности по обратной связи с текущими учениками и их родителями.

Вот так плавно от репетиторства я перешла к своей полноценной Школе подготовки к поступлению в вузы, а также расширила формат предоставления услуг. Сейчас Школа Александры Асейкиной функционирует и онлайн, и оффлайн.

Миссия

Еще во время подготовки к поступлению в вуз меня не покидала мысль о том, что этот процесс можно сделать более эффективным, быстрым и качественным. А также более доступным для обычных людей (а не только для тех, кто принадлежит к потомственным династиям архитекторов). Это стало моей миссией!

Когда я поступала, за моими плечами было 170 занятий по рисунку и сотня по черчению. Так готовились тогда все. Так многие продолжают готовиться и сейчас.

Это вариант ходить 2-3 года по 2-3 раза в неделю. И готовиться только к требованиям вступительных одного вуза. Без “расширения навыков”, без понимания, как делать другие задания. Если, например, приемная комиссия поставит нестандартную голову, нарисовать ее хорошо при такой подготовке, с большой долей вероятности, не получится.

За 3 года своей подготовки 18 лет назад я потратила 380 тысяч рублей. Тогда для моей семьи это были очень большие деньги. По текущим ценам тех же самых репетиторов и курсов, где училась я, вышла бы сумма ~1,5 миллиона рублей.

В итоге мой собственный путь привел к тому, что для своих учеников я разработала курсы по трем большим дисциплинам (рисунок, черчение, композиция), на которых поступающие учатся понимать логику действий в каждой из дисциплин, получают знания не только о предмете, но и навыки планирования и работы со стрессом. При этом программа построена так, чтобы можно было ее освоить за год и даже меньше.

В дополнение к 25-35 очным занятиям это дает результат намного выше уровня вступительных экзаменов. Например, в 2021 году 10% набора МАрхИ и 20% первой сотни рейтинга первого курса — мои ученики (при том, что моих было всего 6% от всех поступающих).

Такой подход в обучении, кстати, стал огромным плюсом, когда с 2019 года вузы “на ходу” стали существенно менять условия экзаменов прямо на самих экзаменах.

Еще немного статистики: в 2014 году от Школы рисунка Александры Асейкиной по всем вузам поступало всего 8 человек. В этом (2022м) году поступающих абитуриентов, прошедших у меня хотя бы один предмет, будет ~150 человек (по всем вузам: и топовым, и региональным).

Из оффлайна в онлайн

С самого начала моей работы ко мне обращалось много иногородних ребят с запросом “хочу поступить в МАрхИ”.

10 лет назад существовала одна-единственная работающая альтернатива успешной (то есть заканчивающейся поступлением) подготовки для иногороднего — после школы переезжать готовиться в Москву.

Мне очень хотелось сократить этот путь для таких ребят. И упор на онлайн-подготовку стал классной альтернативой.

Желание быть новатором в своей сфере, оптимизировать учебные процессы, сокращать время на обучение и подготовку всегда являлось важным для меня. Меня мотивирует в принципе быть первопроходцем, задавать тренды.

Изначально сложности были в том, что никто и никогда полноценно не готовил к архитектуре в формате онлайн. А значит — не у кого подсмотреть инструменты, пути, решения.

В итоге пройдя путь проб и ошибок, поиска работающих инструментов и отметания неэффективных, я разработала авторскую систему обучения и такие онлайн-программы, которые позволяют подготовиться к поступлению в любой архитектурный вуз, даже в МАрхИ, менее чем за год.

Моя ученица, Катя Клюсова, бюджет МАрхИ-2019 г.

Сразу оговорюсь, что последнее — тяжело, требует больших усилий от ученика. И лучше готовиться заранее, разнося предметы во времени. Но если, например, человек решил поступать на архитектуру только в 11-м классе — он тоже имеет шансы все уложиться.

Год успешной подготовки в течение выпускного 11-го класса на фоне минимум двух, а то и четырех ЕГЭ — раньше такой результат казался невозможным.

На самом деле, исключительно очно такого результата не было бы. Поэтому, поэкспериментировав с форматом, я стала больше развивать онлайн. Результаты “первых” ребят на такой системе очень вдохновляли — процент поступивших на бюджет в лучшие вузы страны рос с каждым годом.

В какой-то момент я отказалась от очного обучения по черчению и композиции. Записанные видео-уроки показывали большую эффективность: их можно много раз пересматривать, конспектировать, останавливать в любой момент. Для людей это подмога и экономия на очных занятиях. “Живого” преподавателя же не поставить на паузу, а значит, для повторения приходится брать дополнительные занятия.

Работа в процессе, не принимать за образец

Стереотипы об онлайн-обучении рисунку и черчению

Несмотря на то, что черчение и композицию мы успешно перенесли в онлайн довольно давно, мы долго думали, как можно сделать то же самое с рисунком. И так и эдак подходили — не выходило. А запросов от людей на такой тип обучения становилось всё больше и больше.

На свои места всё расставил локдаун 2020-го года. Сначала все думали, что это на пару недель. Когда поняли, что “самоизоляция” затянется, мы опробовали двухчасовые отдельные уроки на важные темы. К ним, кстати, присоединилась половина поступающих в МАрхИ того года. Мы потом смотрели по спискам. А наших учеников было около 10% от общего количества.

В июне 2020-го появился первый онлайн-курс по рисунку.

Единственное, что мы сделали в качестве рекламы — написали всем текущим ученикам, кому хорошо было бы пройти эти занятия. Тогда абитуриенты уже 2,5 месяца сидели без очных занятий, а через месяц им уже пора было идти на экзамен. На первый набор пришло 65 человек из 50 максимально запланированных. Честно: мы и на это количество даже не рассчитывали! А в итоге пришлось брать дополнительного помощника на обучение — все места раскупили.

Затем, несмотря на потрясающие результаты первого “пробника”, три потока в наборах было проседание. Ведь одно дело — продавать в пандемию, когда нет вообще никаких альтернатив. А другое — конкурировать с вернувшимися очными занятиями, и тем более, со своими собственными.

Когда речь заходит про онлайн-обучение, то самым распространенным стереотипом является “это не так эффективно, как вживую”.

Однако опыт наших учеников говорит об обратном. Намного эффективнее (быстрее и дешевле) начинать с онлайн-курса, а нюансы отрабатывать уже очно.

Онлайн дает те возможности, которые не даст оффлайн. Например, в оффлайне нельзя быстро и со всех ракурсов показать любую деталь. Именно в онлайне есть возможность все подробно записать, показать на разных картинках (в 3d-атласе, на себе, на примерах, на схемах).

Другой большой плюс в том, что все материалы структурированы и собраны в одном месте. Каждый урок, каждое задание можно пересмотреть в любой момент, законспектировать, отработать много раз. Это дает “онлайну” огромное преимущество.

Например, за 3 месяца можно пройти онлайн то, что раньше (у меня же) на очных занимало полгода, а в некоторых других местах — и год-полтора. И в конечном счете существенно уменьшить количество необходимых занятий.

А вот сложные нюансы нужно дорабатывать только на очных занятиях вместе с преподавателем. Поэтому к сложным экзаменам в топовые вузы полностью онлайн по рисунку мы и не готовим (но готовим по черчению и композиции).

“Что под капотом”, или какой путь прошла наша онлайн-школа

Как писала выше, сначала я вела только очные занятия. Потом подключила дистанционные консультации в Skype. Далее записывала отдельные «кустарные” видео с объяснениями теории, которые высылала каждому ученику отдельно.

Потом сделала закрытую группу ВКонтакте. Оформила видео в последовательность, дозаписала «пробелы” — и уже продавала доступ к группе (=к материалам). А ученики присылали сделанные задания на проверку. Такие вот были мои самые первые «курсы”.

В 2017-м году у меня появился несложный сайт. Туда перекочевала теория по одному из предметов — черчению. Подключила платежные системы. Доверие к моим онлайн-курсам стало расти.

Группы ВКонтакте по другим предметам (рисунок и композиция) у нас задержались надолго — аж до сентября 2020 года. И совсем отказались мы от них когда появился второй сайт со своим отдельным личным кабинетом. Надо сказать, что эту версию сайта мы делали основательно, пытаясь своими силами сделать “под себя” обучающую платформу. Итог: автоматизировали часть учебных и административных процессов.

И только в начале 2022-го года мы перешли на полноценную образовательную платформу soholms. com.

Коротко о дальнейших планах

Из частного репетитора за 12 лет я доросла до уровня полноценной онлайн и оффлайн Школы рисунка и черчения Александры Асейкиной, которая помогает сотням учеников каждый год эффективно готовиться к поступлению в ведущие вузы страны.

В планах — трансформация в школу искусств (где подготовке к поступлению уделена своя доля внимания), а дальше в архитектурное бюро (ведь по образованию я архитектор) и — кто знает? — может, и собственный институт.

Надеюсь, моя история будет мотивацией и для вас! Кстати, приветствую вопросы и обратную связь.

Подробнее о том, как мы выстраивали учебные процессы в ВКонтакте и нахлебались сполна горюшка, как и зачем мы с нуля переделывали сайт и почему в итоге перешли на образовательную платформу Soho. LMS, и как уровень удовлетворенности клиентов вырос в разы, расскажу в следующей части статьи.

Интервью дано и размещено на интернет-портале vc.ru.

Вторая часть интервью тут.