8-950-045-42-33 пн-сб 11:00-20:00

Бюджет МАРХИ за короткие сроки обучения черчению и композиции

Куликов Тимофей, г. Москва. Поступил на бюджет МАРХИ в 2020 году (а заодно прошел и на бюджет ГУЗа).

Вообще я вперёд всех «стандартных» историй про бюджеты МАРХИ пишу истории экспресс-подготовок или поступлений из каких-то совершенно кривых условий. Историю про Тимофея я откладывала по той же причине.

На занятиях

Ведь, как мне КАЗАЛОСЬ (!) — ничего ведь особенного: человек работает => человек поступает. Ходил на занятия в нормальном режиме, брал вовремя все курсы, на экзаменах отстаивал каждый балл, результат закономерен: молодой человек поступил.

Но когда я объяснялась перед Тимофеем, почему с моих страниц до сих пор не прогремела его история, мы вспомнили, что не всё-то так гладко с подготовкой было, как отпечаталось в недрах моей памяти!

Итак. Тим пришёл ко мне на интенсив по рисунку в августе перед 11-м классом.

Начальный уровень навыков был невысок. Сам парень говорит, что пришел ко мне «с нуля», а я его одёргиваю: ведь пришёл он ко мне после вечерних курсов при МАРХИ и занятий у другого частного репетитора.

На самом деле, Тим начал подготовку к поступлению хоть и не у меня, но вовремя – в 9-м классе. Пошёл на вечерние курсы и больше года усердно занимался. Но особого результата у него на курсах не случилось, и это его демотивировало…

У частного репетитора (который был до меня) ему не понравилась обстановка. Учеников там поголовно настраивали на то, что у них ничего не получится, потому что они ни на что не способны. Кто занимался в группах, знает, что если нет предварительного отбора талантов, то группы разнородны. Не может быть у всех одинаковых проблем и одинаковой ситуации…

Обстановка демотивировала ещё больше. Настолько, что больше половины 10-го класса и лето перед 11-м молодой человек фактически потерял в свободном плавании.

Когда понял, что время уже поджимает, стал искать дальше — и нашёл в интернете меня. Была предпринята ещё одна попытка подготовиться.

Не скажу, что у нас был быстрый вау-результат и полное понимание с первых же занятий (так, на самом деле, бывает пре-крайне редко). Но да, уже на первом интенсиве Тимофей, за неделю занятий, увидел ощутимый прогресс.

И поверил в себя, поверил, что действительно можно подготовиться к такому сложному уровню экзаменов, что на самом деле в этом нет ничего сверхъестественного, если у тебя есть качественная теоретическая база и достаточная практика.

С начала октября начались регулярные очные занятия по рисунку в студии для нового учебного набора. Тимофей, как честный автобус, на рисунок ходил регулярно, зачастую 2 раза в неделю. Именно поэтому, наверное, у меня сложилось ощущение, что он был везде.

Но на самом деле не всё так радужно. Были и отягчающие обстоятельства.

Первое – отходить бодренько на занятия удалось только до марта 2020-го. Потом случился локдаун с тотальным запретом очных занятий. В условиях нашей дистанционной поддержки ребята могли отрабатывать только те знания, что успели «урвать» до закрытия студии на «карантин коронакризиса».

Хотя надо добавить тут, что в компенсацию потери 3 месяцев очных, Тимофей вписался в участники первого онлайн-интенсива по рисунку (что длился всего 4 дня). И за несколько дней под нашим присмотром сделал несколько работ, 2 из которых потом пошли в портфолио.

С Катей Хайловой. Двусторонние правки в виде отдельного задания

Второе обстоятельство: когда Тим начал заниматься с нами, то выяснилось, что у него очень низкий уровень по черчению. Намного ниже, чем казалось изначально, с сильными пробелами по теоретическим аспектам.

Поэтому пришлось идти как с начала и брать базовый курс по черчению. Самое интересное, что в его случае то была экономия времени, хоть не все это понимают. Дело в том, что убрать все пробелы скопом, а не вылавливать их в процессе работы бессистемно и по одиночке — быстрее в несколько раз для общего продвижения по предмету.

Собственно, на покупке 2-х частей по черчению (базового + продвинутого/дополнительного) весь прогресс и остановился, несмотря на мои постоянные напоминания.

В итоге к практике по черчению Тим приступил только в середине апреля! Взял продвинутый абонемент на месяц, и за этот месяц отчертил 23 чертежа! Постепенно снижая количество и градус грубости ошибок.

Сейчас таких абонементов нет. Они были введены временной экстренной мерой во время локдауна, чтобы снять ограничения на объём работы, и проверять учеников быстрее в освободившееся от поездок в учебное заведение время.

Потом в мае и июле у нас с Тимом было ещё 2 обычных абонемента. В общей сложности выполнено 36 чертежей, по верхам пробежались по экзаменационным заданиям МАРХИ последних лет, по нестандартным заданиям и заданиям ГУЗа.

Этого маловато для практики (о да, нужно было начинать раньше — ворчит Александра), но этого хватило, благодаря глубокой работе именно с пониманием, а не натаскиванием. Никогда никому не советую идти по такой схеме, как у Тимофея, даже если вы быстро схватываете предмет. С большой вероятностью, не хватит времени на наработку скорости и умения решать сложные головоломки в режиме ограниченного времени.

По композиции была похожая ситуация. Только пришёл этот ученик по ней с нуля.

Тим взял курс по композиции летом между 10-м и 11-м классами, не приступая к потоку с проверками. И разбирался с ним самостоятельно. Взял консультации на марафоне только уже фактически пропустив учебный год, на карантине (т.е. за 3 месяца до экзаменов), изучил всю теорию, выполнил все подводящие упражнения. Знания на законченных работах начал собирать только уже в июле, готовясь к портфолио (в 2020-м году экзамен сдавался на месяц позже стандартного — в начале августа).

Т.е. по композиции и по черчению занятий в итоге у нас было минимум. Тем не менее, во всех вузах куда он поступал, парень взял бюджет.

Делаю акцент: уровень с которого мы начали занятия, нельзя назвать твердой базой, которую надо было просто «чуть» подтянуть или отпрактиковать. Это был уровень, который пришлось реально набирать местами с нуля, ибо человек не знал даже, как приступить к работе.

В общем, в итоге по очным занятиям у нас получилось 31 занятие (пяток из них ушёл практически полностью на дотягивание композиции и портфолио). Один онлайн-интенсив 4 дня. Марафон по композиции (3 месяца). Базовый курс по черчению + Дополнительный курс сложной теории для МАРХИ, 3 абонемента по черчению (один – усиленный, без ограничений работы).

По черчению на экзамене в МАРХИ Тимофей получил 50 баллов. Сейчас не помню, что было в ГУЗе, но и там, и там Тимофей проходил на очень твёрдый бюджет, выбрав, естественно, МАРХИ.

Портфолио — это форма, в которой сделали экзамены по рисунку и композиции в 2020-м году в МАРХИ. Оно не даёт полного представления об уровне рисунка ученика. Портфолио уравнивает всех форматом зачёт\незачёт.

Нарушения в 2020-м году при проведении экзамена по черчению (задержка на 2,5 часа, духота, отвлекающие факторы вроде музыки с улицы), тоже не позволяют понять реального конечного результата по рейтингу. Тогда у многих сдали нервы, потекли инструменты, были проблемы со здоровьем. Так что сыграли даже факторы склада характера и физической выносливости. Ни в 2021-м ни в 2022-м уже такого не было, и организация сдачи экзаменов была существенно исправлена.

Но в 2020-м было так.

Поэтому кому интересно оценки по профильным предметам в 1-м семестре 1 курса (как показатель наученности человека) — у Тимофея:
* по проекту = 87 баллов,
* по начерту = 90,
* по рисунку = 70 (у одного из самых требовательных преподавателей, в этой группе 70 баллов может равняться как 90 в других группах). Кстати во втором семестре – уже 75.

У нас в школе Тимофей начал проходить большую программу по квалификации сотрудников на очных занятиях по рисунку и композиции, чтобы продолжать работать над навыками и развиваться самому. Но в итоге пересмотрел приоритеты и сосредоточился на здоровье.

Если вы поступаете в этом году и отстаёте по программе, то заранее не отчаивайтесь. Делайте. Истории как эта показывают, что у «делателей» ещё есть шансы!

Работы из портфолио Тимофея, 2020 год