8-950-045-42-33 пн-сб 11:00-20:00

Интенсив. Процесс работы на примере одного ученика

Описание процесса работы на краткосрочных очных курсах на примере одного поступления, а также о преимуществах и недостатках дистанционной подготовки в целом.

Очень многие интересуются, как происходит работа на интенсивах по рисунку — занятиях, плотно идущих подряд в течение короткого времени (например, на школьных каникулах). Что конкретно означают слова «до-после» на работах. Какие есть преимущества и недостатки у таких курсов. И почему у меня в альбоме учеников выложены «не очень профессионально выполненные работы».

Попробую данной статьей прояснить ситуацию, проиллюстрировав её примером среднего прогресса человека, имеющего базу художественной школы. Средний = среднестатистический, не адской работоспособности или исключительного таланта, а такой, который, при приложении аналогичных усилий, сможет повторить 90-95% читателей.

Автор работ — Софья Чумакова, город Казань. Полгода целенаправленной подготовки к МАрхИ, около 4х месяцев дистанционной подготовки по черчению и композиции, 2 приезда в феврале и июне на интенсивные курсы, в общей сложности около двадцати очных занятий. Результат — с первой попытки поступление на бюджет ГУЗа и коммерцию МАрхИ в 2017-м году.

Когда занималась Соня — еще не существовало онлайн-курса по рисунку. А он ой бы как ускорил её подготовку — да и результат мог быть другим. Какая же программа была у девушки?

Уровень «до», с которым ко мне обратилась Софа, можно оценить на первом коллаже. Это не начальная стадия рисунка, которую мы потом доработали и стало лучше! Такую голову, в такой проработке, автор делал как законченную. Для художественной школы и для многих институтов региональных городов — это очень хороший уровень.

Но если говорить в контексте экзамена в МАрхИ, то такой уровень — всего лишь набросок. Нет построений, не прорисованы детали, лишь слегка проработан тон, без общего понимания светотени. Как итог — не читается форма, не видно понимания внутренней конструкции. За такую работу на экзамене не дадут проходной балл.

На втором коллаже наглядно виден поэтапный процесс улучшения навыков построения и тона, последовательность отработки деталей и штриха в течение 10 дней каникул. Мы с учеником не рисуем «идеальную голову» все отпущенные дни занятий от начала до конца, а приходим в итоге к его максимальному уровню на данный момент через многие «черновые» работы.

В первом случае мы всего лишь получили бы красивую картинку для социальных сетей. Сев за новую работу самостоятельно, абитуриент бы уже не вспомнил, с чего надо начинать. Во втором случае — повторяя и закрепляя полученную информацию, учась на ошибках, прорабатывая на черновых работах принципиальные места «начисто», через количество и практику, человек приходит к результату, который можно дома развить в лучшую сторону самостоятельно. Т.е. получает на данном этапе не красивую картинку, а знания и инструменты, необходимые для работы. Это и есть один из важных принципов обучения на интенсивах по академическому рисунку.

Яркой иллюстрацией, что человек учится понимать принципы, являются вот такие результаты (Соня — тут один из соавторов).

Обычно первые пара занятий посвящены построениям. Мало кто успевает сходу осваивать тон. Но в случае с Софой, с первого же дня, у нас была возможность доводить работу до какого-то законченного вида, т.к. за счет занятий с проживанием (сейчас таких уже нет), длительность активного времени работы была увеличена до 12-14 часов. На второй день, уже на следующей голове, идет повторение логики построений, параллельно с улучшением их качества. Успеваем подробнее разобраться в тоне на примере некоторых деталей.

Т.е. мы не заучиваем устройство конкретной головы или тени на конкретной детали. Мы двигаемся от общего понимания принципов построения и светотени. В следующих работах мы набираем скорость, закрепляем уже освоенные навыки, успеваем разбирать все больше новых деталей. Постепенно отрабатываем слабые стороны, чтобы по приезду домой ученик мог работать самостоятельно, не останавливаясь на своих проблемных местах, которые обычно не дают довести работу до конца.

Второй коллаж ярко иллюстрирует возможный за 10 дней занятий переход от непохожих и «тушевочных» голов к более симметричным работам с аккуратным штрихом (последняя работа с этих курсов вынесена отдельно на первый коллаж с подписью «после»). А так же это наглядный пример того, что я не рисую за абитуриента красивую работу для саморекламы, переправляя всё поверху с одной целью — «чтобы было красиво». Это не идеальные работы, претендующие на звание образца. Это процесс, как он есть. Промежуточная стадия. Без масштабной правки сверху рукой преподавателя, после которой это уже не работа абитуриента и которая не добавляет ему знаний. Это — пример повышения уровня рисунка за короткое время каникул. Возможный всего после недели занятий уровень, который человек сможет повторить сам. А после, спустя какое-то время, можно приехать улучшать свои навыки и выводить работу на новый уровень.

К сожалению, у Софы не было самостоятельно выполненных работ по голове в промежутке между двумя приездами (в конце февраля и в середине июня), чтобы оценить реальный прогресс, не скорректированный поправками преподавателя, после всего лишь одного блока занятий. Но примеры самостоятельных работ по приезде с интенсивов по академическому рисунку можно найти у других учеников у меня в альбомах, чтобы убедиться, что этот тип обучения работает не хуже еженедельных занятий. А отсутствие в данном случае достаточного количества практики при тем не менее успешном поступлении доказывает, что очень многое зависит не только от количества занятий и работ, времени на подготовку, но и от получаемых знаний, системности подачи теории.

Третий коллаж посвящен работам, выполненным Софой перед экзаменами в июне. По ним можно оценить качественный скачок в навыках абитуриента уже во время второго приезда. Естественно, что при достаточной работе дома разница была бы еще более заметна. Ведь при таком коротком периоде (полгода и меньше) и способе подготовки по голове (в виде краткосрочных курсов), замахиваясь на бюджет московского вуза, в идеале между приездами надо рисовать самостоятельно дома как минимум 2 законченные головы в неделю. Ведь рисунок — это такой предмет, в котором очень большую роль играет количество практики и набранная благодаря этому скорость, которая в конечном итоге помогает повысить сложность работы. Тем не менее, благодаря полученным знаниям, даже такого минимального количества занятий и выполненных работ, поступление честно и с первого раза оказалось возможным. Самые яркие результаты того года, среди которыхх и Софа, — вот здесь.

Если говорить в общем про подготовку в московские вузы, то до относительно недавнего времени была только одна рабочая схема поступления — ходить на занятия к московским частным репетиторам 2-3 раза в неделю (черчение и рисунок), 1-2 года подряд, а то зачастую и больше, с учетом вечерних или дневных подготовительных курсов (к сожалению, преподаватели из других городов не знакомы со спецификой наших экзаменов, если они, конечно, сами когда-то не закончили МАРХИ. Тем более для поступления не хватит уровня художественной школы).

До сих пор такая схема подготовки является основной. И честно перешагнуть добросовестно готовящихся конкурентов можно только одним путём — стать лучшим. А это достигается знаниями и практикой.

Дистанционная подготовка по композиции и черчению по скорости и количеству получаемых знаний не имеет себе равных. К тому же, на данный момент это единственный способ получить индивидуальные консультации по запросу, ещё и дешевле очных занятий с преподавателем. Она зарекомендовала себя как наиболее эффективная.

Но подготовка по голове, к сожалению, невозможна без очных занятий. Онлайн-курс по рисунку будет к ней только первой ступенькой. А значит, иногороднему ребёнку надо приезжать на интенсивные занятия во время каникул.

Ежедневные курсы, с одной стороны имеют свои плюсы — получается более продуктивная работа на занятиях, более быстрый скачок вперед, благодаря погружению в материал. У человека поднимается самооценка, вера в себя, желание работать, когда он уже видит результат в течение такого короткого времени.

С другой стороны — при обычных еженедельных занятиях можно приехать домой, отработать и переварить полученную информацию, и на следующем занятии продвинуться дальше. При ежедневной работе на каникулах такой возможности нет. Плюс в течение одной недели невозможно охватить и отработать все нюансы, даже при самых лучших способностях. А это значит, что одним приездом не обойтись.

Более того, недостаток количества очных занятий, если хотите получить хоть какие-то гарантии (а для этого, как мы помним, надо быть лучшим), должен окупаться большим количеством самостоятельной работы дома. И на это лучше заложить побольше времени, побольше приездов.

Возможно подготовиться и за год, и за полгода, у меня были не единичные такие случаи.

Но все это происходит благодаря нервному и физическому перенапряжению абитуриентов. Очень сложно подготовиться нормально к трём совершенно новым творческим предметам, требующим разного склада ума, параллельно с 11 классом и его прелестями, подготовкой к выпускному, к двум ЕГЭ (а иногда и к трём, как обязывают в некоторых школах или родители) и т.д.

Поэтому чем раньше начать целенаправленно готовиться к экзаменам, не теряя лишнего времени, тем лучше. Тем более при таком подходе вы не потратите больше, чем необходимо, т.к. чем больше вы знаете, чем больше работаете самостоятельно, тем меньше консультаций вам нужно и тем дешевле вам обходятся занятия, что недостижимо при общепринятой схеме подготовки.

У дистанционных занятий, пожалуй, есть только один существенный минус. Нужна сильная внутренняя самодисциплина. Вам придется самим планировать свое время, составлять свой график. Вы не подстрахованы тем, что 3 раза в неделю приходите и гарантированно выполняете работы на очных занятиях (и по одной домашней работе в последнюю ночь перед ними).

В качестве подмоги мы даём ученикам индивидуальные рекомендации по поводу заданий и сроков их выполнения, а также сравниваем с реальным количеством выполненной работы. Но никто не будет бесконечно дёргать вас за ручку и выпрашивать уделить подготовке побольше внимания. Искать способы себя мотивировать и трудиться для достижения цели вам придется самим, рассматривайте эту данность как этап перехода во взрослую жизнь. Вот тут — помощь в этом для вас!

Отзыв Софьи можно прочитать здесь.