🔥🔥🔥 Для кого мы работаем и с чего начать: абитуриентам, ребятам 8+, взрослым, студентам. РАСПИСАНИЕ очных в студии (сильно обновлено 18.05)

Какие ошибки есть в моей композиции — подскажите?!

Это — рубрика разборов работ не моих учеников. Мы заново собираем портфолио консультаций в обмен на разрешение размещать работы анонимно. Поэтому если вы тоже хотите разбор своих работ, то прислать их можно на условиях данного поста (бесплатно).

Вводные по работе с этого разбора: подготовка к МАрхИ, 4й месяц занятий. 1 раз в неделю, дистанционно, в другом городе.

Композиция, отправленная на разбор

По нашей методике работа над композицией ведётся в 4 этапа. Разберём каждый из них.

1. Построения. Что в них важно?

Первое — перспектива: параллельные в реальности линии должны сходиться в точку схода на линии горизонта.

Второе — изображение фигур (их размеры и пропорции) должны соответствовать заданию экзамена. Например, по заданию МАрхИ пропорции и размеры фигур завязаны друг с другом.

В данной работе, похоже, не была построена сетка схождений, на которую можно было бы ориентироваться при построении. Из-за чего все схождения «гуляют»: они направлены в разные стороны. Создаётся ощущение того, что фигуры в реальности не совсем правильной формы, они искажаются. Также грани кубов по большей мере являются не квадратными, а скорее — ромбами. Это можно проверить, вписав в них эллипсы (если оси эллипса не заваливаются, значит, мы изобразили правильный квадрат в перспективе).


Еще момент: фигуры выглядят разномасштабными, в изменении их пропорций не прослеживается логика. Обычно мы имеем достаточно определённые требования на экзаменах и соответствие фигур заданию возможно только при соблюдении чёткой последовательности построения.

Ошибки в компоновке, ошибки неиспользования набросков

2. Компоновка

В компоновке листа должна прослеживаться какая-то идея, чтобы это не выглядело как некий склад фигур. Сейчас она не улавливается. При оценке компоновки мы смотрим на общий силуэт и на положение фигур друг относительно друга внутри этого силуэта, опираясь на понятия ритма, тектоники, симметрии, а также идейной цельности (движение, статика и т.п.).


Общий силуэт в целом довольно рельефный, нет длинных скучных контуров, это хорошо.


Но не хватает ажурности вверху относительно остального контура, отсутствует доминанта. Силуэт неравномерен (что-то выступает слишком сильно, а где-то не хватает). Выступы силуэта в правой и левой частях листа должны формироваться не симметрично друг относительно друга, а со сдвигом. Также композицию хочется вытянуть по вертикали, чтобы она больше стремилась вверх.


Компоновка фигур друг относительно друга, в целом, неплохая, но не получилось связать их в единую композицию.

Ошибки во врезках

3. Врезки

Тут очень много ошибок. Врезка — это часть сечения, которое в ряде случаев должно быть построено целиком и оставлено на готовой работе (это добавляет выразительности).

В этой работе не видно, что врезки находились по построению, поскольку отсутствуют линии построения. Также у самих фигур отсутствуют средние линии, которые участвуют в построении врезок. Верно построенные фигуры являются условием для качественно выполненных врезок.

Тут важна ещё связь с пунктом 2 — компоновкой. В работе присутствует неравномерность распределения врезок по листу. Шар очень сильно изрезан. Врезки с шаром считаются интересными, и хорошо выбирать его главным центром внимания. располагая его ближе к центру листа. Но здесь врезки с шаром очень незатейливые, при этом в других частях листа есть не разбитые плоскости с простыми врезками, которые не цепляют глаз. Хорошо, когда на листе несколько центров притяжения внимания, так композиция получается намного более интересной.

4. Тон и графика

Тон на работе выполнен в очень обобщённом виде, хотя надо сказать, что штришок довольно аккуратный и симпатичный. Есть ошибки в разделении тени от света. Например, наклонные грани пирамиды и шестигранников окажутся тёмным светом при угловом освещении, сейчас они имеют растяжки как у теней. Тени на телах вращения не построены (они проходят не в том месте, в котором должны, показывая иное направление света, чем у остальных фигур). Хочется больше контраста, сейчас всё одинаково серое. Плоскости в свету также будут различаться в зависимости от их поворота относительно источника освещения.

Графика линий: линии у нас должны различаться по толщине и яркости в зависимости от типа линии (видимые, невидимые рёбра, линии построения) и их удалённости от зрителя.

Сейчас все линии по большей мере не различаются. Видимые линии стоило бы сделать поярче и потолще, невидимые послабее, а линии построения (диагонали, средние линии) тоньше и бледнее (добавить их на работу).

Общие рекомендации:

1) Изучить правила построения сетки и последовательность построения фигур (как вариант — посмотреть хотя бы бесплатный урок «Построение первого куба», но сразу скажу — это только начало).
2) Разобрать сечения как основу для выполнения врезок, а также правила светотени для тона.

Также советую проверить по чек-листу (выложен бесплатно под видео на этой странице).

Чтобы найти другие разборы работ, вы можете вбить слово «разбор» в поисковой строке сайта.