Как встряхнуть свой мозг, чтобы увидеть ошибки на работе? И какие из этих способов легальны на экзамене?
Всем нам знаком эффект замыливания глаза. Мозг начинает уставать и перестает замечать ошибки. Чтобы исправить ситуацию, вам нужна перезагрузка, взгляд под другим углом.
Есть несколько проверенных способов. Первые два подходят только для домашнего использования.⠀
- Отвлечься. Например, погулять, отдохнуть немножко, заняться чем-то другим. Дома такой вариант хорошо помогает: нарисовали построение, потом отошли, чай попили, поприседали, вернулись и потом увидели, где что не так. Но это, конечно же, не подходит для условий ограниченного по времени экзамена.
⠀ - Сфотографировать работу на телефон. Часто ребята отправляют мне фото своих домашних работ для оценки. И зачастую бывает, что они, сфотографировав работу, сами сразу видят ошибки, исправляют и заново присылают уже исправленные работы. Но, опять же, это не вариант для экзамена, потому что туда вам нельзя брать никакие девайсы.
⠀
Следующие два способа использовать на экзамене можно и нужно. Смысл у них один: «устранить» от оценивания логичное левое полушарие и подключить правое, которое отвечает за пространство и воображение и, соответственно, поможет увидеть ошибки/искажения на работе.
⠀ - Перевернуть работу. Сначала в одну сторону, потом обратно, чтобы посмотреть на нее под новым углом.
⠀ - Посмотреть на работу через зеркальце. Получается такой эффект: мозг с нестандартного ракурса смотрит на работу и перезагружается. Именно поэтому в моем чек-листе, что брать с собой на экзамен по академическому рисунку, и стоит зеркальце.
Почему фокусы с зеркальцами и телефонами помогают нам увидеть ошибки? Как это работает?
⠀
Итак,
⠀
Проблема в том, что в нашей культуре с детства развивают, в основном, левое полушарие. Большинство из нас пишет правой рукой, мы в школе мало изучаем предметов, в которых включается правое полушарие (максимум — Музыка и ИЗО).
Получается, в повседневной жизни левое полушарие не просто преобладает над правым и не дает ему думать. Ситуация, на самом деле, еще глубже: наш мозг привыкает именно к такому порядку вещей, и перестраиваться ему уже сложновато.
Поэтому когда человек начинает рисовать, первое время у него не подключается правое полушарие, которое должно работать при данном процессе.
Например, когда ученик рисует глаз, то зачастую изображает не то, что реально видит на натуре, а “символ глаза”.
Если вспомнить египетские росписи, у них лица нарисованы “странным” образом: само лицо повернуто в профиль, но губы и глаза — в фас. Почему? Потому что так они наиболее узнаваемые, и мозг запоминает части тела как символы.
В реальности, на голове, повернутой в профиль, мы видим глаз только наполовину: в этом ракурсе он превращается в треугольник. Но при этом человек, смотря на натуру, рисует глаз как будто бы он его видит в фас (как у египтянина), упорно пририсовывает ему 2ю половину, потому что мозг никак не хочет допускать, что это другой ракурс, а с другого ракурса и видно по-другому. И если у человека сильно преобладает левое полушарие, то пока ему это не объяснить, ему будет сложно считать натуру.
Как раз зеркальца и телефоны дают возможность включить правое полушарие (отвечающее за воображение) и отключить левое (отвечающее за логику).
Переворачиваем портрет — и для левого полушария ситуация становится нелогична, оно выключается и отдаёт её “на исправление” правому. И правое начинает видеть ошибки расположения элементов друг относительно друга, а также то, насколько изображение отличается от натуры.
Даже есть целое направление — правополушарное рисование. Когда цель развить не навыки рисования как таковые, а навыки включения правого полушария, то есть навыки «видения» натуры.
Вот такая вот логика нашего мозга.
Еще немного материала по теме — тут.