8-950-045-42-33 пн-сб 11:00-20:00

Идёт набор на потоки по Композиции (с 11 окт) и Академическому рисунку (с 14 окт). Еще можно присоединиться.

Как увидеть ошибки на своей работе, в т.ч. во время экзамена

Как встряхнуть свой мозг, чтобы увидеть ошибки на работе? И какие из этих способов легальны на экзамене?

Всем нам знаком эффект замыливания глаза. Мозг начинает уставать и перестает замечать ошибки. Чтобы исправить ситуацию, вам нужна перезагрузка, взгляд под другим углом.

Есть несколько проверенных способов. Первые два подходят только для домашнего использования.⠀

  1. Отвлечься. Например, погулять, отдохнуть немножко, заняться чем-то другим. Дома такой вариант хорошо помогает: нарисовали построение, потом отошли, чай попили, поприседали, вернулись и потом увидели, где что не так. Но это, конечно же, не подходит для условий ограниченного по времени экзамена.
  2. Сфотографировать работу на телефон. Часто ребята отправляют мне фото своих домашних работ для оценки. И зачастую бывает, что они, сфотографировав работу, сами сразу видят ошибки, исправляют и заново присылают уже исправленные работы. Но, опять же, это не вариант для экзамена, потому что туда вам нельзя брать никакие девайсы.

    Следующие два способа использовать на экзамене можно и нужно. Смысл у них один: «устранить» от оценивания логичное левое полушарие и подключить правое, которое отвечает за пространство и воображение и, соответственно, поможет увидеть ошибки/искажения на работе.
  3. Перевернуть работу. Сначала в одну сторону, потом обратно, чтобы посмотреть на нее под новым углом.
  4. Посмотреть на работу через зеркальце. Получается такой эффект: мозг с нестандартного ракурса смотрит на работу и перезагружается. Именно поэтому в моем чек-листе, что брать с собой на экзамен по академическому рисунку, и стоит зеркальце.

Почему фокусы с зеркальцами и телефонами помогают нам увидеть ошибки? Как это работает?

Итак,

Проблема в том, что в нашей культуре с детства развивают, в основном, левое полушарие. Большинство из нас пишет правой рукой, мы в школе мало изучаем предметов, в которых включается правое полушарие (максимум — Музыка и ИЗО).

Получается, в повседневной жизни левое полушарие не просто преобладает над правым и не дает ему думать. Ситуация, на самом деле, еще глубже: наш мозг привыкает именно к такому порядку вещей, и перестраиваться ему уже сложновато.

Поэтому когда человек начинает рисовать, первое время у него не подключается правое полушарие, которое должно работать при данном процессе.

Например, когда ученик рисует глаз, то зачастую изображает не то, что реально видит на натуре, а “символ глаза”.

Если вспомнить египетские росписи, у них лица нарисованы “странным” образом: само лицо повернуто в профиль, но губы и глаза — в фас. Почему? Потому что так они наиболее узнаваемые, и мозг запоминает части тела как символы.

В реальности, на голове, повернутой в профиль, мы видим глаз только наполовину: в этом ракурсе он превращается в треугольник. Но при этом человек, смотря на натуру, рисует глаз как будто бы он его видит в фас (как у египтянина), упорно пририсовывает ему 2ю половину, потому что мозг никак не хочет допускать, что это другой ракурс, а с другого ракурса и видно по-другому. И если у человека сильно преобладает левое полушарие, то пока ему это не объяснить, ему будет сложно считать натуру.

Как раз зеркальца и телефоны дают возможность включить правое полушарие (отвечающее за воображение) и отключить левое (отвечающее за логику).

Переворачиваем портрет — и для левого полушария ситуация становится нелогична, оно выключается и отдаёт её “на исправление” правому. И правое начинает видеть ошибки расположения элементов друг относительно друга, а также то, насколько изображение отличается от натуры.

Даже есть целое направление — правополушарное рисование. Когда цель развить не навыки рисования как таковые, а навыки включения правого полушария, то есть навыки «видения» натуры.

Вот такая вот логика нашего мозга.

Еще немного материала по теме — тут.