Многие успешные люди говорят, что нет недостижимых целей: нужно лишь максимально чётко обозначить желаемое и понять, какие шаги требуются для его достижения. И они правы.
Поступление в архитектурный вуз – дело непростое, требующее многоходовых решений и сложной подготовки. Когда видишь этот объём впервые, то теряешься, с чего же начать: ведь объём требуемой к выполнению работы сначала кажется неподъёмным.
Если решение идти в архитектуру принято заранее, а не в выпускном классе, то усугубить положение может ложное ощущение «уймы времени в запасе». Как итог – прокрастинация и минимальная продуктивность в течение года, а в последние месяцы перед экзаменами – «хардкорная» работа без продыху, которая чаще ведёт к выгоранию, чем к поступлению на бюджет вуза мечты.
Сколько раз мы наблюдали, как ученик, пришедший к нам в конце десятого – начале одиннадцатого класса, заявляя целью МАРХИ, делает по 4 чертежа в месяц (что просто крайне мало — при таком количестве времени до экзаменов надо делать по 8-12 штук). Откладывает «на потом», а время всё идет. А ведь можно было просто сесть и расписать план по выполнению работ и избежать потери драгоценного времени.
Или другой расклад. Абитуриент пребывает в полной уверенности, что тратит на подготовку всё своё свободное время и искренне считает, что делает свой максимум. А по факту – выполняет минимальное количество работы при максимальной прокрастинации. Например, залипая в телефончике, сидя за планшетом.
Садимся считать – оказывается, что человек по факту работал-то всего по 4 часа в неделю. Мало похоже на «я трачу на подготовку всё свободное время», согласитесь? И такие случаи не единичны, к сожалению.
И всё-таки, почему планирование так важно для будущего архитектора?
Архитектура – область деятельности, где ничто не создаётся за один день. И даже за одну неделю, за один месяц. Проектирование и строительство зданий занимает месяцы и годы скрупулёзной работы, требующей чёткого представления о том, что и в какие сроки должно быть сделано. Одни отвечают за выдерживание сроков создания проекта, другие составляют график поставки материалов и обозначают время, отводящееся на возведение объекта.
Поэтому воспитывать в себе привычку придерживаться графика лучше уже со времён абитуриентства. Но данная статья — не столько о важности планирования.
Это — инструкция, как составить себе график подготовки, и как его периодически корректировать.
Разберем по шагам.
- Чтобы к чему-то прийти, надо изначально знать, к чему вы вообще идёте. Поэтому шаг первый: определите свою главную цель. Дополнительно: мотивируйте себя ею визуально, окружите напоминаниями о ней. Цель должна в буквальном смысле маячить перед глазами в понятном вам виде (фото на стене, текст в графике, предметы интерьера, обои в телефоне и пр.). Не ощущая цель ежедневно, вы постоянно будете скатываться во что-то постороннее. Так как моя аудитория — это на 90% абитуриенты и их родители, а 2/3 моих учеников изначально берут планку на МАРХИ, то расскажу на его примере. А дальше уже адаптируйте под свою ситуацию. Итак, если вы абитуриент: обозначьте все варианты поступления и оставшееся до экзаменов время.
- Сначала заполните график обязательными делами, которые не отложить вообще никак (школа, домашние работы, обязанности по дому если есть, подготовка к ЕГЭ). Ещё раз проанализируйте список: точно ли все они нужны, или какие-то за ненадобностью освободят время на что-то более важное?
- Далее: разбиваем свою ту самую «большую» цель на подцели поменьше, и распределяем их на оставшиеся месяцы. Как рассчитать количество голов, композиций и синек в неделю исходя из вашей ситуации, рассказывала вот в этой статье. Также в подмогу — статьи о необходимом количестве работ для конкретного вуза и их набора в вашем случае в частности. Это и должно быть подцелями по творческим предметам, по которым вы на текущий момент готовитесь.
- Определите количество свободного времени для целей подготовки по творческим предметам в данном месяце, используя пустоты в графике. Если месяц сильно загружен (например, в мае многие 11-классники традиционно больше времени отдают под ЕГЭ чем под творческие предметы), то на этот месяц планируем меньше дел. Если месяц свободнее — то берем более обширную задачку. Шаги на пути достижения подцелей называем «задачами» и разносим их по неделям, дням графика. Условный пример: в марте вы проходите курс по композиции, а в июне приезжаете на интенсив и закрываете остаток работ по рисунку.
- Время на выполнение каждой задачи должно быть рассчитано адекватно! Например, одну голову в самом начале обучения вы не будете рисовать за «экзаменационные» 6 часов. И это нормально. До 6 часов вы должны рисовать в июне перед экзаменом, а не в ноябре за 9 месяцев до вступительных.
- Не забывайте оставлять “воздух” между задачами. Это «запас времени» на случай возникновения разных дополнительных дел и внезапных ситуаций, а также на мини-отдых.
- Кстати, про отдых. Он обязательно тоже должен быть запланирован! График человека, готовящегося на архитектурный, должен включать себя как время, отведенное на учёбу, так и специально выделенные часы на отдых и сон. В идеале – вы садитесь и расписываете весь день. «Эти часы я провожу в школе, затем даю себе такое-то время на обед, далее планирую провести столько-то часов за работой, а вечером хочу позволить себе прогулку на свежем воздухе для ясности мыслей».
- Придумайте, как отметить уже сделанные задачи! Они должны отличаться от тех, что сделать ещё только предстоит. А также мотивируйте себя поощрениями за разные выполненные задачки, хотя бы условным. Поддерживайте себя по мере своих сил.
- Хорошо, кстати, делать “челленджи” на несколько дней, вынимая из закромов самые туго идущие дела. Не можете заставить себя сесть за головы? -> Делайте 5 дней подряд по одному построению…
- Вы должны понимать в каждый конкретный день, какие дела можно перенести на потом, а какие должны быть сделаны обязательно.
- А ещё — иметь запас из списка менее важных задач на случай, если с поставленными справитесь быстрее чем сами думали. Примечание: старайтесь не переносить задачу больше 2-х раз. Если так происходит, с большой вероятностью, вам она и не нужна.
Кстати. Аналог графика подготовки, только внутри предмета, могут выполнять наши планировщики к курсам. Если вы учитесь у нас, печатайте и пользуйтесь!
Что даёт использование планирования и приоритетности, визуализированный график (на ватмане, в компьютере, в дневнике)? -> Снижение прокрастинации практически до нуля (кроме когда есть проблемы с мотивацией).
Когда у человека в течение дня расписано всё время, когда есть понимание своих обязательств по часам, то время на «полежу на диване, полистаю ленту новостей» тратить откровенно уже жаль.
Поступление в архитектурный вуз – одна из таких целей, которую обязательно нужно расписывать помесячно, понедельно, подневно и даже почасово. И чем раньше вы начнёте это делать, тем больше шансов достичь желаемого без нервных срывов и традиционного для абитуриента ощущения тревожности от количества невыполненных дел.
Другие важные статьи по теме: в разделе «Мотивация».