8-950-045-42-33 пн-сб 11:00-20:00

Как абитуриенту составить себе график подготовки

Многие успешные люди говорят, что нет недостижимых целей: нужно лишь максимально чётко обозначить желаемое и понять, какие шаги требуются для его достижения. И они правы.

Поступление в архитектурный вуз – дело непростое, требующее многоходовых решений и сложной подготовки. Когда видишь этот объём впервые, то теряешься, с чего же начать: ведь объём требуемой к выполнению работы сначала кажется неподъёмным.

Если решение идти в архитектуру принято заранее, а не в выпускном классе, то усугубить положение может ложное ощущение «уймы времени в запасе». Как итог – прокрастинация и минимальная продуктивность в течение года, а в последние месяцы перед экзаменами – «хардкорная» работа без продыху, которая чаще ведёт к выгоранию, чем к поступлению на бюджет вуза мечты.

Сколько раз мы наблюдали, как ученик, пришедший к нам в конце десятого – начале одиннадцатого класса, заявляя целью МАРХИ, делает по 4 чертежа в месяц (что просто крайне мало — при таком количестве времени до экзаменов надо делать по 8-12 штук). Откладывает «на потом», а время всё идет. А ведь можно было просто сесть и расписать план по выполнению работ и избежать потери драгоценного времени.

Или другой расклад. Абитуриент пребывает в полной уверенности, что тратит на подготовку всё своё свободное время и искренне считает, что делает свой максимум. А по факту – выполняет минимальное количество работы при максимальной прокрастинации. Например, залипая в телефончике, сидя за планшетом.

Садимся считать – оказывается, что человек по факту работал-то всего по 4 часа в неделю. Мало похоже на «я трачу на подготовку всё свободное время», согласитесь? И такие случаи не единичны, к сожалению.

И всё-таки, почему планирование так важно для будущего архитектора?

Архитектура – область деятельности, где ничто не создаётся за один день. И даже за одну неделю, за один месяц. Проектирование и строительство зданий занимает месяцы и годы скрупулёзной работы, требующей чёткого представления о том, что и в какие сроки должно быть сделано. Одни отвечают за выдерживание сроков создания проекта, другие составляют график поставки материалов и обозначают время, отводящееся на возведение объекта.

Поэтому воспитывать в себе привычку придерживаться графика лучше уже со времён абитуриентства. Но данная статья — не столько о важности планирования.

Это — инструкция, как составить себе график подготовки, и как его периодически корректировать.

Разберем по шагам.

  1. Чтобы к чему-то прийти, надо изначально знать, к чему вы вообще идёте. Поэтому шаг первый: определите свою главную цель. Дополнительно: мотивируйте себя ею визуально, окружите напоминаниями о ней. Цель должна в буквальном смысле маячить перед глазами в понятном вам виде (фото на стене, текст в графике, предметы интерьера, обои в телефоне и пр.). Не ощущая цель ежедневно, вы постоянно будете скатываться во что-то постороннее. Так как моя аудитория — это на 90% абитуриенты и их родители, а  2/3 моих учеников изначально берут планку на МАРХИ, то расскажу на его примере. А дальше уже адаптируйте под свою ситуацию. Итак, если вы абитуриент: обозначьте все варианты поступления и оставшееся до экзаменов время.
  2. Сначала заполните график обязательными делами, которые не отложить вообще никак (школа, домашние работы, обязанности по дому если есть, подготовка к ЕГЭ). Ещё раз проанализируйте список: точно ли все они нужны, или какие-то за ненадобностью освободят время на что-то более важное?
  3. Далее: разбиваем свою ту самую «большую» цель на подцели поменьше, и распределяем их на оставшиеся месяцы. Как рассчитать количество голов, композиций и синек в неделю исходя из вашей ситуации, рассказывала вот в этой статье. Также в подмогу — статьи о необходимом количестве работ для конкретного вуза и их набора в вашем случае в частности. Это и должно быть подцелями по творческим предметам, по которым вы на текущий момент готовитесь.
  4. Определите количество свободного времени для целей подготовки по творческим предметам в данном месяце, используя пустоты в графике. Если месяц сильно загружен (например, в мае многие 11-классники традиционно больше времени отдают под ЕГЭ чем под творческие предметы), то на этот месяц планируем меньше дел. Если месяц свободнее — то берем более обширную задачку. Шаги на пути достижения подцелей называем «задачами» и разносим их по неделям, дням графика. Условный пример: в марте вы проходите курс по композиции, а в июне приезжаете на интенсив и закрываете остаток работ по рисунку.
  5. Время на выполнение каждой задачи должно быть рассчитано адекватно! Например, одну голову в самом начале обучения вы не будете рисовать за «экзаменационные» 6 часов. И это нормально. До 6 часов вы должны рисовать в июне перед экзаменом, а не в ноябре за 9 месяцев до вступительных.
  6. Не забывайте оставлять “воздух” между задачами. Это «запас времени» на случай возникновения разных дополнительных дел и внезапных ситуаций, а также на мини-отдых.
  7. Кстати, про отдых. Он обязательно тоже должен быть запланирован! График человека, готовящегося на архитектурный, должен включать себя как время, отведенное на учёбу, так и специально выделенные часы на отдых и сон. В идеале – вы садитесь и расписываете весь день. «Эти часы я провожу в школе, затем даю себе такое-то время на обед, далее планирую провести столько-то часов за работой, а вечером хочу позволить себе прогулку на свежем воздухе для ясности мыслей».
  8. Придумайте, как отметить уже сделанные задачи! Они должны отличаться от тех, что сделать ещё только предстоит. А также мотивируйте себя поощрениями за разные выполненные задачки, хотя бы условным. Поддерживайте себя по мере своих сил.
  9. Хорошо, кстати, делать “челленджи” на несколько дней, вынимая из закромов самые туго идущие дела. Не можете заставить себя сесть за головы? -> Делайте 5 дней подряд по одному построению…
  10. Вы должны понимать в каждый конкретный день, какие дела можно перенести на потом, а какие должны быть сделаны обязательно.
  11. А ещё — иметь запас из списка менее важных задач на случай, если с поставленными справитесь быстрее чем сами думали. Примечание: старайтесь не переносить задачу больше 2-х раз. Если так происходит, с большой вероятностью, вам она и не нужна.

Кстати. Аналог графика подготовки, только внутри предмета, могут выполнять наши планировщики к курсам. Если вы учитесь у нас, печатайте и пользуйтесь!

Что даёт использование планирования и приоритетности, визуализированный график (на ватмане, в компьютере, в дневнике)? -> Снижение прокрастинации практически до нуля (кроме когда есть проблемы с мотивацией).

Когда у человека в течение дня расписано всё время, когда есть понимание своих обязательств по часам, то время на «полежу на диване, полистаю ленту новостей» тратить откровенно уже жаль.

Поступление в архитектурный вуз – одна из таких целей, которую обязательно нужно расписывать помесячно, понедельно, подневно и даже почасово. И чем раньше вы начнёте это делать, тем больше шансов достичь желаемого без нервных срывов и традиционного для абитуриента ощущения тревожности от количества невыполненных дел.

Другие важные статьи по теме: в разделе «Мотивация».