8-950-045-42-33 пн-сб 11:00-20:00

Анатомия человека: голова, шея. Возрастные изменения

На коллаже ниже изображено изменение с возрастом объема лицевой части в сравнении с мозговой.

«Перекос» в развитии этих частей у младенца связан с тем, что к моменту рождения его мозг должен быть максимально развит. А вот лицевая и жевательная часть пока не так важны — они будут развиваться уже позже.

Когда мы на занятиях передаем модель на бумаге — неважно, будь то гипс или живой человек, — мы должны отражать и её особенности.

А как вы передадите возраст, пол, расу, особенности строения, характер человека и нюансы его жизни, может быть даже профессии,- если не используете знания по анатомии? Когда другой человек будет смотреть на вашу работу, как он узнает, что перед ним, например, набросок с высокой модели? Или что перед ним — не зрелая женщина, а девушка? Или… (продолжите сами).

На следующем фото мы видим стадии «развития» жевательного аппарата. Что нужно младенцу? -> Сосать молоко. Жевательные мышцы ему, по сути, не нужны. Челюсти развиты слабо, но младенчику это не мешает.

По мере роста человека важность жевательной функции естественно возрастает — растёт и челюсть. Ко зрелому возрасту она достигает пика. А к старости происходит выпадение зубов, верхняя и нижняя челюсти уменьшаются.

В модуле 2 онлайн-курса по рисунку уделено разным моментам касательно анатомии головы около 20 часов. Из них, почти 11 — в видео-теории.

Анатомия эта нужна художникам любого уровня: начинающим, продолжающим, пришли ли вы готовиться в вуз, учиться рисовать портреты своих знакомых, монетизировать хобби, повышать квалификацию в профессии, подтягивать навык для учебы и т.п. — без этих знаний вы правдоподобно не передадите ни одну модель. А работы будут выглядеть как будто недоделанными.

Именно поэтому модуль Анатомии должен входить в любую программу, при любом запросе на обучение рисунку. Это после него уже можно решать, идти ли дальше. А этот — рекомендован без исключений.

Он не просто дает знания — он учит думать и работать по-другому.

Коллаж 3.

Рост головы человека отражается и на пропорциях ее частей. Кто их нарушает в своем рисунке, у того вместо ребеночка получится старичок, и наоборот. Сколько мы повидали Цезарей-младенчиков. Или вместо девочки — мальчик. И т.п.

Размер шара зубного ряда для взрослого человека гораздо более значим, чем для пожилого. У пожилого он уменьшается за счет естественных причин (тонус подъязычных мышц, изменение минерального состава кости) и западает вглубь. На коллаже видно это соотношение.

Изображения показывают нам, как к старости сокращается высота нижней части лица. Расстояние от подбородка до основания носа меняется в сравнении с «молодыми фото».

К сожалению, многие недооценивают важность анатомии, и это заметно в их работах.

У нас в Школе получается так: чаще всего иногородние ребята занимаются с онлайн-курсом, а «москвичи» (кто посещает регулярные занятия раз в неделю) — без него.

Но анатомия в силу технических причин на очных не разбирается подробнейшим образом — а выделить 12-15 занятий на это ОТДЕЛЬНО мало кто готов. Москвичам я рекомендую модуль Анатомии брать целенаправленно и разбираться с ним параллельно основным занятиям. Его прохождение очень сильно увеличивает конкурентоспособность ребят.

Но, к сожалению, прислушиваются не все. И отгадайте, с кем мы чаще всего на занятиях правим критичные ошибки в форме, конструкции, анатомии?

Коллаж 4 — это пример построения логических связей, любовь к которым мне бы хотелось привить всем своим ученикам, да и вообще всем людям, связанным с нашей сферой.

К старости кости усыхают и уплотняются. Что это значит для модели, которую нам надо передать?

* А значит это, что ранее наполненные скулы и пазухи, уменьшаясь по площади, увеличивают отверстия, которые есть на черепе.

* Увеличиваются глазницы и начинают западать глаза.

* Увеличивается грушевидное отверстие носа.

* Увеличиваются лобные пазухи, и из-за этого надбровные дуги становятся более выраженными.

Вы чувствуете, как все в организме взаимосвязано? Повторюсь: не может быть интересных информативных работ в отрыве от знаний анатомии.

Даже если мы рисуем гипс, а не живую натуру, нам все равно надо передавать и возраст и характер того, кого мы рисуем:

Антиной — фаворит. Вольтер — старый. Коллеони — хмурый. Цезарь — Император и т.п.

Даже на быстрых набросках, где все как бы «утрируется», «укрупняется», где особо не показывается лицо, мы передаем и возраст и пол и «габариты» модели. Поэтому мы подбираем разных моделей.

Учиться видеть, думать, анализировать сходства и различия — мы ставим во главе приоритетов.

Когда вы готовитесь в МАРХИ, где на экзамене сдается всего 4 варианта отливок, вам все равно желательно успеть порисовать других «моделей» — на контрасте различий лучше понять характер тех, кого вы рисуете. Да и в будущем, после поступления, избежать проблем с учебой.

То же относится ко всем абитуриентам архитектурных факультетов и к любому количеству сдаваемых голов. Суть-то та же.

Вернемся к коллажам.

К старости глазница становится больше, а скула меньше — их пропорции относительно друг друга существенно изменяются.

Вот так на картинке мы и видим, как у бабушки начинают западать глаза.

Не путать с синдромом нависшего века! Который имеет другие причины и может быть относительно просто «поправлен» некоторыми физическими упражнениями.

Ну и под конец хочу посоветовать вам не только следить за моделями. Но и думать — как улучшить свою собственную жизнь с помощью полученных знаний?

Вот знаете вы, что при выпадении зубов начинаются регрессивные изменения черепа — и вот у вас тут же появляется мотивация не пропускать визиты к стоматологу.

При отсутствии зубов верхняя челюсть изменит свою форму, западет вглубь. А подбородок вылезет вперед. От таких сдвигов основание носа больше наклонится вперед, и вместо прямого и ровного носика, как в молодости, появится «крючок».

Изучайте Анатомию, рисуйте, и помимо навыков, приобретёте еще умение стареть красиво. А может быть, когда-то эти знания спасут и чью-то жизнь… Можете не верить. Но вовремя отловленные и поправленные перекосы улучшают качество жизни.