8-950-045-42-33 пн-сб 11:00-20:00

Ошибки в рисовании. Разбор головы Цезаря

Если вы тоже хотите разбор своих работ, то прислать их можно на условиях данного поста (бесплатно).

Мне предложили несколько голов для анализа «из зрительного зала» (НЕ моих учеников), и первым я выбрала рисунок Цезаря. Он был выполнен в процессе подготовки в МАрхИ. Если Вы абитуриент и сейачс рисуете головы, то прислушиваемся к критике, проецируем её на свои рисунки и выполняем работу над ошибками. Поехали!

1. Работа автора


Для начала разберемся с построениями:

Композиция на листе. Я не вижу весь лист целиком, но могу догадаться, что можно было бы голову сделать чуть побольше, посадить ее враспор, иначе она получается меньше натуры и «болтается в листе». Также из-за того, что фото обрезано, сложно понять, сколько осталось места перед лицом, чтобы оценить, не уехала ли голова вперед.

По общим пропорциям выглядит всё хорошо – разве что чуть длинновата шея по отношению к лицу. И может быть на 1,5 мм можно было бы нос сделать поменьше. Средняя линия на месте – это здорово. Детали посажены друг относительно друга правильно.

2. Перспективные линии губ и глаз расходятся

С наклонами же вышла несостыковка. На фото можно посмотреть, как я соединила симметричные точки между собой. Получается, что брови и глаза сходятся между собой резче, чем остальные детали. А губы расходятся с глазами вдаль (это называется обратная перспектива). В итоге параллельные в реальности линии, которые должны в перспективе сходиться в одной точке, сходятся неравномерно. И если бы мы развернули бы такого человека в фас, то увидели бы, что у него левый глаз меньше правого, а левый уголок губы сильно ниже правого.

3. Ошибки в построении деталей

По деталям отметила мелкие ошибочки:

1 и 2 самые высокие точки бровей и вертикальные переломы расположены несимметрично;

3 нижнее веко у дальнего глаза следует чуть приподнять, тогда глаз будет выглядеть под стать ближнему. Также сейчас внешний уголок дальнего глаза выглядит так, будто его заправили в нижнее веко. Всё исправится , если верхним веком перекрыть нижнее;

4 мне кажется, не хватает второй ноздри. Всё-таки приглядитесь. Совсем чуть-чуть, но её должно быть видно с этого ракурса. Сейчас есть ощущение, что её там нужно добавить;

5 нижнюю губу лучше строить через пятно тени под ней, потому что если простраивать резкие линии к уголкам губ, то кажется, будто Цезарь недовольно поджал губы. Это должна быть нюансная работа над тоном;

6 к шее нужно относиться внимательнее. Сейчас кадык расположен не под тем углом, в итоге он выглядит заявленным. Простраивайте его с помощью вертикалей относительно деталей на лице. К абрису шеи тоже будьте внимательнее, иначе вы лишите бедного Цезаря мышц спины. Ещё нужно уточнить грудинно-ключично-сосцевидную мышцу, чтобы её форма читалась;

7 сейчас ухо у вас наклонилось больше, чем нужно. Обычно наклон уха должен повторять наклон челюсти.

4. В целом, неплохой тон, но в проработке не хватает аккуратности

По тону мне нравится цельность. Соблюдение соотношений «тень темнее света», достаточно детальная проработка. Почти грамотный разбор в тенях на собственную, рефлекс и падающую.

Общие выводы. Пока не хватает аккуратности. Хотелось бы более плотной проработки подложки под штрих. Сейчас даже из-под самых тёмных мест выступают крапинки белого листа. Также штрих лучше класть в одном направлении – в пределах угла 90°, иначе Цезарь будет казаться не гипсовым, а каким-то лохматым, будто бы скатанным из шерсти. Ощущения аккуратности это точно не добавит. 

Ещё я бы порекомендовала поработать над плановостью и воздушной перспективой. Сейчас первый план и второй не различаются. Волосы, шея и дальняя часть лица проработаны так, что не дают завернуться голове и она кажется плоской. Тут есть два варианта: либо вытягивать первый план детальностью и контрастом, либо убирать их на дальнем плане. Лично я бы выбрала первый вариант, чтобы длительная работа не превратилась в лёгкий набросок.

Чтобы найти другие разборы работ, вы можете вбить слово «разбор» в поисковой строке сайта.